Строительство моста через Керченский пролив, которое в эти дни вступает в активную фазу, — не первая попытка соединить берега Крыма и Кавказа надежной переправой. Первый мост был возведен в 1944 году, и его протяженность составляла более 4 км. После освобождения Керчи 11 апреля 1944 г. обеспечение бесперебойной переправы через пролив была стратегически важной задачей. В связи с этим проектирование и подготовка к строительству на восточном берегу начались еще в период оккупации Крыма.

До начала работ необходимо было подробно изучить геологию дна, а также информацию о ледоходах, накопленную за десятки лет.  Проектом рассматривалось два варианта трассы будущего моста: Южный и Северный. В соответствии с первым вариантом мост должен был соединять косу Тузла с предместьем Керчи Камыш-Бурун. Второй вариант предусматривал строительство переправы от мыса Чушка на Кавказском побережье до населенного пункта Опасная в Крыму. К реализации был принят Северный вариант.

Мост в Крым
Мост в Крым

Монтаж пролетных конструкций велся на берегах Крыма. В качестве материала применялись в том числе трофейные немецкие балки. Первая свая сооружения была забита 24 апреля, а 3 ноября первый поезд из Керчи уже прошел по мосту. За этот промежуток времени был освоен такой объем работ:

  • сваи деревянные – забиты 2000 штук;
  • сваи металлические – 2340 штук;
  • металлоконструкции – 15 000 тонн изготовлено и смонтировано;
  • бетон – 5 000 м3;
  • отсыпка камня – 35 000 м3;
  • отсыпка земляного полотна на берегах – 400 000 м3;
  • железнодорожные пути – 69 км.

Мост в Крым

Мост в Крым

Сразу после завершения основных работ переправа заработала в полную силу. Однако с началом зимы 1944 г. линия фронта значительно отдалилась, и новый маршрут оказался в глубоком тылу. В связи с потерей актуальности перевозок внимание ко второй очереди строительства существенно ослабло. Сооружение оказалось не подготовленным к началу ледохода.

В конце февраля 1945 года под действием ветров и течения лед стал двигаться со стороны Азовского моря. Предвидя катастрофические последствия, на защиту конструкций моста от воздействия льда были брошены значительные силы: ледяной покров бомбили с воздуха, взрывали динамитом и обстреливали из артиллеристских орудий.

Мост в Крым

Полностью завершенные опоры моста выстояли, однако 15 промежуточных пролетов оказались разрушенными. Причина аварии заключалась в том, что все мероприятия по борьбе со льдом были предусмотрены во второй очереди строительства, которая не была реализована в полном объеме.

После окончания войны попытки восстановить связь между Кавказом и Крымом были продолжены, однако до полномасштабной реализации дело не дошло. Недавно Государственный архив обнародовал документы технического проекта моста в Крым 1949 года. Качество выполнения чертежей и эскизов заслуживает уважения.Мост в Крым

Мост в Крым

Новый мост был спроектирован с учетом всех недочетов рухнувшего сооружения. Трасса должна была соединить Крымский  берег с мысом Чушка. Предусматривалось два уровня моста – для железнодорожных перевозок и для автомобильного движения. Для того времени это было достаточно смелое решение.

Планировалось, что мост будет украшен Советской символикой и монументальными скульптурами вождей. В силу различных причин проект остался на бумаге. Хочется надеяться, что новый мост, строительство которого ведется сейчас, станет поистине выдающимся инженерным сооружением и гордостью всей страны.

ство выполнения чертежей и эскизов заслуживает уважения.

ство выполнения чертежей и эскизов заслуживает уважения.

ство выполнения чертежей и эскизов заслуживает уважения.