История создания водонапорных башен системы Рожновского

Еще в первой четверти ХХ столетия инженер П. И. Земсков выполнил анализ зимних температурных показателей воды в водонапорных башнях по всей протяженности линии Омск-Иркутск. По результатам анализа им была озвучена возможность отказа от отопления сооружений без опасности замерзания воды.

Первая конструкция водонапорных башен из металла представлена советским инженером Антоном Рожновским в 1936 году. Конструкция предусматривала возможность сборки башен из типовых заводских деталей непосредственно на площадке за считанные дни. При этом башни не имели обогрева и не требовали расхода дизельного топлива, что являлось весьма важным, как в военное время, так и в послевоенные годы.





По итогам тестовых испытаний сооружения зарекомендовали себя как исключительно надежные и индустриальные, вследствие чего в 1942 году, в самый разгар войны, Антон Рожновский был удостоен сталинской премии, а конструкция башни официально получила название по фамилии Рожновского. Во время войны инженер руководил отделом управления восстановления железных дорог.

После победы, в период восстановления страны, быстромонтируемые типовые водонапорные башни стали просто незаменимыми. Новая конструкция открывала возможности, несопоставимые с традиционными сооружениями. Ранее в сельском хозяйстве башни возводились, как правило,  из кирпича, а в верхней их части располагался металлический бак емкостью до 25 м3.






В 50х годах ХХ века строительство башен традиционным способом занимало от 6 месяцев и больше, а итоговая стоимость таких сооружений могла доходить до 80 000 рублей. Срок возведения башен Рожновского, как правило, не превышал четырех дней, а их стоимость составляла 18 тысяч рублей. В течение 1951-1953 годов опытная партия башен хорошо зарекомендовала себя в 15 колхозах.

При этом, продолжались попытки усовершенствовать конструкцию, сделать ее менее металлоемкой. Так, некоторые разновидности башен имели опору, сваренную из уголков — экономия металла в этом случае достигала 53,4%. Также вес конструкции снижали за счет уменьшения толщины стенок.

В настоящее время используются типовые проекты башен емкостью от 15 до 50 м3, а также башни-колонны 160м3 высотой 25м. В последней используется полезный объем как верхней части, так и цилиндрической опоры. При этом, сооружение не имеет уширения в своей верхней части.

Разработаны типовые проекты башен, предназначеные как для эксплуатации в нормальных инженерно-геологических условиях, так и в сейсмически активных зонах (с сейсмикой до 9 баллов). Сооружения активно используются в сельском хозяйстве,  на железной дороге, а также для водоснабжения населенных пунктов и промышленных предприятий.

Современные башни Рожновского оборудуются датчиками уровней для отслеживания верхних и нижних критических показателей. Контроль за наполнением и опорожнением башни производится с диспетчерского пункта либо непосредственно системой автоматики насосной станции.




© 2018 DWG ФОРМАТ ·  THE WORLD DESIGN ACADEMY
Яндекс.Метрика