В СЕРЕДИНЕ 19-го века город Чикаго считался одним из самых грязных городов Америки. Раскинувшись на берегу озера Мичиган, город находился в болотистой низменности, причем, средняя отметка поверхности городских улиц была всего на 60 сантиметров выше отметки воды в озере.

Расположение Чикаго
Чикаго расположен в низменной болотистой местности

Учитывая, что значительная часть дорог была без твердого покрытия, в условиях развивающегося города, многие улицы постоянно утопали в грязи. Но главная проблема заключалась в отсутствии канализации. Выгребные ямы, в которые сливались стоки, переполнялись при дождях и наводнениях. Санитарные условия города являлись неудовлетворительными и эпидемии болезней стали бичом населения.

Улицы города
Улицы города

В 1854 году холера выкосила порядка 6% города, и только после этого власти приняли решение о строительстве централизованной канализации. Руководителем проекта стал инженер Эллис Чесброу. Строительство началось в 1856 году.



С учетом низменного положения городской территории, для обеспечения самотечного режима работы водоотводящей системы со сбросом в озеро, коллектор пришлось поднять выше отметки земли. Канализационные трубопроводы прокладывали поверх улиц, после чего они засыпались грунтом, а сверху устраивались новые дороги и проезды. В некоторых участках города уровень улиц поднялся на 2,4 м.

как поднимали чикаго
Подъем целого квартала

В процессе реализации проекта, здания, располагавшиеся вдоль дорог, оказались в ямах, однако решение было проработано заранее. Все значимые здания были подняты на новые отметки, либо перемещены на новые места. Проще всего решался вопрос с деревянными домами, их перевозка была наименее проблемной и вскоре такие операции стали настолько обыденным делом, что их стоимость приближалась к стоимости перевозки мебели. Относительно небольшие кирпичные здания в 2-3 этажа также перевозили на новые места, устанавливая на заранее подготовленные фундаменты.

500 рабочих поднимают винтовыми домкратами 5- этажный "Дом Бригга"
500 рабочих поднимают винтовыми домкратами 5- этажный «Дом Бригга»

Более тяжелые здания поднимали, оставляя на прежних местах. Среди наиболее массивных домов того времени были дома с чугунным каркасом. Среди них — пятиэтажный Дом Роббинса с размерами в плане 46х24м, весом 27000 тонн, который подняли на 0,7 м без отселения. При подъеме 6-этажного кирпичного здания отеля «Тремонт Хаус» на 1,8 м он продолжал работать в штатном режиме. Всего за несколько лет было поднято порядка 50 многоэтажных зданий.

Реализацией наиболее сложных проектов занималась группа инженеров под руководством Джеймса Брауна и Джеймса Холлингворса. Как правило, договор заключался на подъем сразу целого квартала с магазинами, офисами и жилыми домами. Обязательным условием являлось продолжение функционирования всех объектов в штатном режиме. Подъем одного многоэтажного здания весом несколько десятков тысяч тонн на 1,2-1,5 м занимал 5-6 дней.

Все здания продолжали эксплуатироваться в штатном режиме
Все здания продолжали эксплуатироваться в штатном режиме

Как правило, работы выполнялись при помощи винтовых домкратов (для одного крупного здания задействовались порядка 500-600 винтовых домкратов, каждый из которых обслуживался отдельным рабочим), на более поздних этапах стали использовать и гидравлические домкраты. После подъема и выравнивания здания на новой отметке под него подводился фундамент. Иногда вместе с домами поднимали и тротуары.

Естественно, эти работы стоили колоссальных денежных средств. Стоит отметить, что примерно в эти же годы (1860-е) стали появляться первые центробежные насосы (вначале это были паровые агрегаты, затем электрические). Однако такое новшество в качестве варианта перекачки стоков пока серьезно не рассматривались, поэтому альтернативы дорогостоящему подъему не было.

Перемещение здания
Перемещение здания

Некоторые кварталы, преимущественно, заселенные беднотой, остались в ямах, ниже нового уровня улиц. Такие дома сохранились до сих пор. Часть из них имеет выход в двух уровнях: нижний, во внутренний двор и верхний – на улицу. Для верхнего выхода, как правило, использовалось реконструированное окно или балкон второго этажа. Дома с тех пор могли перестраиваться, но их не поднимали: это стало отличительной особенностью таких кварталов.

Новые здания на месте старых