В Европе есть несколько крупных городов, канализационная система которых является частью истории и, в настоящее время, превращена в популярный туристический объект. Одним из таких городов является Прага. История развития канализации Праги уходит в средневековье, однако, в обычном, инженерном, понимании этого слова  сточные системы города берут свое начало с 1787 года, когда императором Австрийской империи, Иосифом II был подписан соответствующий декрет о строительстве.

Историческая канализация Праги

Основателем канализационной системы Праги стал Франтишек Герет, к тому времени известный инженер, профессор сословной инженерной школы,  и строительный управляющий Чехии. Под его руководством для Праги было выполнено картографирование, на основании которого в дальнейшем разрабатывались все городские инженерные коммуникации. Строительство коллекторов началось в 1791 году и к 1816-му было уже смонтировано 20 километров коммуникаций. Работа системы началась в 1800 году, и с этого времени строительство последующих участков велось за счет сбора платы за пользование уже смонтированными линиями.

Историческая канализация Праги

Проект Франтишека Герета обладал многими недостатками в сравнении с современными канализационными коммуникациями. Коллекторы выкладывались из обычного кирпича и имели плоское дно. В качестве кладочного раствора применялась глина. Расчет сечений и уклонов коллекторов не соответствовал современным требованиям и не учитывал многих параметров. Однако, для того времени сооружение являлось более чем необходимым и масштабным, и стало визитной карточкой инженера. Впоследствии Герет, а также его ученики приглашались для проектирования и строительства инженерных систем во многих городах Европы.

Историческая канализация Праги

Впервые, канализационные системы Праги, построенные под руководством Герета, были реконструированы в 1889 году по причине значительного развития города и прироста населения. В новых условиях сброс неочищенных стоков в реку, как предусматривалось в первоначальном проекте, уже не представлялся возможным, а наводнения, связанные с выходом Влтавы из берегов, периодически нарушали работу канализации.

Историческая канализация Праги

Реконструкцией канализационной системы руководил Уильям Линдли, известный инженер из Великобритании, специалист в области систем водоснабжения и водоотведения. Помимо реконструкции самих коллекторов проект Линдли включал в себя строительство очистных сооружений. Новый коллектор был двухуровневым и его верхняя, резервная линия включалась в работу в случае наводнений или сильных ливней. Стоки из нижнего уровня канализации отводились на очистные сооружения, а ливневые воды из верхнего уровня, при переполнении нижнего, сбрасывались в реку без очистки.

Историческая канализация Праги

Одно из известных инженерных сооружений Праги, Летенский тоннель, также был построен в рамках реконструкции канализационных систем, и его целью, кроме создания транспортной коммуникации, являлось обеспечение канализации низменных районов города.

Историческая канализация Праги