Сегодня плановая экономика бывшего СССР с позиций управления процессом разработки документации и проектов строительства, возможно, кому-то кажется ущербной, но на самом деле благодаря ей накоплен ценный опыт, который еще надлежит осмыслить и проанализировать в будущем. Разными, далеко не самыми отсталыми, методами были успешно реализованы как колоссальные проекты общенационального масштаба (строительство крупнейших АЭС, ГЭС, трансрегиональных ЛЭП), так и более мелкие, — и зачастую гораздо эффективнее, чем за рубежом. 

История инжиниринга в нашей стране началась еще во времена промышленной революции. В конце XIX — начале XX вв. в России открылись несколько частных контор, которые занимались проектированием: фирма Бари оказывала услуги в разработке стальных конструкций, Чаплина — сантехники, Гука — железобетонных конструкций, Линдлея — систем водоснабжения. Были также «совмещенные» предприятия по проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений — «Строитель», «Архитектор», «Инженер» и др. 

Первое проектное бюро в России, 1880е. Владимир Шухов и Александр Бари

После Октябрьской революции, уже в начале 1920-х гг. для реализации новых грандиозных замыслов, в РСФСР появились первые комплексные проектно-изыскательские организации. Инженерные, архитектурные, экономические решения носили тогда индивидуальный характер, что, собственно, и определяло особые («техноценологические») свойства цехов, производств, заводов, электростанций. Кроме того, технологические, объемно-планировочные и конструктивные проработки, сметные нормативы и методики расчета сметных цен на строительные материалы и ресурсы еще не были унифицированы. Поэтому встал вопрос о создании государственных комплексных научно-практических организаций по проблемам проектирования. 

Первым был основан Научно-исследовательский и проектный институт путей сообщения, а затем и другие отраслевые и межотраслевые бюро и институты: по разработке стальных конструкций — Техническое бюро на базе фирмы Бари; в области вяжущих материалов — «Госинсиликат» (1922 г.); по проектированию сооружений для переработки зерна — «Хлебопродукт» (1923 г.); проектная контора «Донуголь» (1925 г.); Бюро по проектированию промышленного транспорта (1926 г.). Для расчетов металлоконструкций в 1925 г. был составлен первый советский сортамент проката. С 1925 по 1930 гг. издано 36 выпусков технических норм. 

Камеральная обработка изысканий железнодорожной линии Магдагачи — Толбузино. 1936г.

До 50-х гг. происходило дальнейшее наращивание проектного комплекса. На 1 января 1957 г. в СССР действовало 1100 проектных институтов разного профиля с общей численностью сотрудников до 260 тыс. чел., в том числе 22 института, персонал которых насчитывал 1 тыс. и более специалистов. Кроме того, функционировали и самостоятельные территориальные проектные организации. В 1957—1958 гг. началось укрупнение проектных учреждений, было ликвидировано более тысячи мелких контор. 

Параллельно шло совершенствование нормативной и сметной базы. В 1952г. была утверждена «Инструкция по составлению проектов и смет на объекты промышленного и жилищного строительства», а в 1955 г. Госстрой СССР разработал и внедрил «Строительные нормы и правила» (СНиП), состоящие из четырех частей: 1) «Строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование»; 2) «Нормы строительного проектирования»; 3) «Организация и технология строительного производства»; 4) «Сметные нормы». Данными постановлениями и актами, по существу, и было завершено создание системы проектирования, которая существовала до самого развала СССР. 

история проектного института
Могущество разума беспредельно