Несмотря на то, что водопроводы в городах России стали появляться еще в начале 1800х годов, для нужд пожаротушения они долгое время не использовались. Специальное устройство, позволяющее забирать воду из водопровода для тушения пожаров, пожарный гидрант, разработал русский инженер Николай Петрович Зимин, и запатентовал в 1882 году. В основу изобретения легли чертежи ранее разработанного в США пожарного крана «firecock».

В то время использование пожарных гидрантов для нужд пожаротушения влекло за собой необходимость реконструкции водопроводных сетей, не рассчитанных на высокое давление и расходы, однако эффективность устройства в экстренных ситуациях была очевидна. Согласно «Проекту снабжения города Москвы водою и охраны его от пожаров», который также разработал Зимин, стало возможным в нужных местах организовать подачу воды расходом «50 ведер в минуту в виде свободных струй высотой не менее 12 саженей (25,5 м)». Новый Мытищинский водопровод, построенный в 1892 году уже сразу был оборудован пожарными кранами, установленными с шагом 50 саженей (порядка 100 м). Хотя разработки Зимина предполагали и наземные и подземные варианты установки гидрантов, в нашей стране в подавляющем большинстве используется подземное исполнение.

В США история пожарных кранов на водопроводной сети берет свое начало с изобретения инженера Philadelphia Water Works, Фредерика Граффа. Первые чугунные колонки для тушения пожаров были изготовлены в 1802 году по чертежам Граффа на заводе Foxall & Richards, производящем пушки. Некоторое время для тушения пожаров также использовались и модернизированные деревянные водоразборные колонки.

По иронии судьбы патент Граффа на первый в мире пожарный гидрант сгорел при пожаре в патентном бюро в 1836 году и не был восстановлен. Поэтому автором самого раннего патента 1838 года считается другой американец — Джон М. Джордан. А пожарный гидрант наземной установки, который сейчас повсеместно используется в США и в странах запада – это усовершенствованная модель «Mathew’s Hydrant», запатентованная в 1858 году.

Несмотря на то, что наземные гидранты были разработаны для эксплуатации в условиях теплого климата, в северных штатах и странах с холодным климатом также распространен именно этот тип пожарных водоразборных колонок, что объясняется удобством их эксплуатации. Проблемы с замерзанием воды решались путем постепенного усовершенствования устройства вплоть до начала 1900х годов.

Интересно, что если проблему замерзания воды решить удалось, то с другой проблемой у наземного гидранта дела обстоят хуже. Дело в том, что гидранты часто устанавливаются вдоль улиц, в том числе, с оживленным движением, и их нередко сбивают автомобили.

Несмотря на то, что эти устройства находятся под строгой защитой закона (в США под угрозой серьезных штрафов нельзя парковаться в радиусе 5 м рядом с гидрантами нельзя устанавливать любые малые архитектурные формы, ограждения и так далее), ежегодные ущербы от их повреждения существенны. Например, в 2016 году в Нью-Йорке из-за сбитого автомобилем гидранта был затоплен целый район с подвальными помещениями.