DWGФОРМАТ | ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Маяк на Ожарской косе

В начале 19 века происходило активное развитие коммерческого порта города Николаева. Развитие этой отрасли влекло за собой необходимость создания все большего количества кораблей, барж и навигационных и гидротехнических сооружений. Одним из важных проектов того времени было углубление судоходного канала от черного моря до порта. Канал имел структуру, состоящую из нескольких колен, обозначенных навигационными маяками.

Выбор технического решения

В рамках этого проекта в 1902 году Министерством путей сообщения был объявлен конкурс на проектирование и строительство портового маяка в районе Ожарской косы. В предварительном отборе участвовали два проекта: проект кирпичного маяка и проект маяка из металлических ферм. В связи с превышением допустимого лимита капитальных затрат решение о выборе варианта строительства долгое время руководством не принималось.

Подготовкой к строительству руководил сам начальник управления путей сообщения Иваницкий Б. Е. Учитывая его склонность к поиску инновационных и нестандартных решений, команда молодых российских инженеров представила на обозрение уникальный по тем временам проект маяка, полностью выполненного из монолитного железобетона. Учитывая более низкую сметную стоимость строительства, после рассмотрения проект был утвержден и передан в производство.

Конструктивные особенности

Конструкция маяка представляла вертикальную трубу, постепенно сужающуюся снизу вверх. Диаметр трубы в основании составлял 8 метров, а в месте установки фонарей – 2 м. Общая высота сооружения равнялась 36 метрам. Фундаментом для него служила железобетонная плита толщиной 0,75 м, заглубленная на 2,5 м в грунт. Согласно расчетам инженеров, толщина стенки трубы маяка составляла всего 200 мм в основании и 100 мм в районе верха. Согласно действующим на тот момент предписаниям конструкция маяков должна была выдерживать боковой ветер с давлением 275 кг/м2.

Внутренняя винтовая лестница, ведущая в помещение фонарей, также была выполнена из железобетона. Ее ширина составляла 725 мм. Ступеньки толщиной 25 мм придавали конструкции легкий вид, однако как показало время, все расчеты инженеров были точны.

Монолитный железобетон

Процесс производства строительных работ во многом напоминал современные методы возведения монолитных железобетонных зданий и сооружений, однако в то время этот метод не был распространен и относился к экспериментальным. Порядок выполнения работ был следующий:

Прогрессивная технология

Стоимость реализации проекта составила 12,27 тысяч рублей. Для строительства было использовано 175 м3 бетона и 17,6 тонн металла. Инновационный проект привлек внимание зарубежных специалистов и прессы. Французские и американские тематические издания размещали статьи о ходе строительства сооружения. Критике иностранных инженеров подвергались малая толщина стен и конструкционный материал, из которого строился маяк. История создания и эксплуатации строения подтвердила, что технические решения российских зодчих были верны.

Маяк прослужил около 40 лет, до момента его разрушения в ходе Второй мировой войны. По окончании войны на месте разрушенного сооружения был возведен новый металлический маяк высотой 36 м, который сохранился до наших дней. В качестве навигационного устройства Ожарский маяк перестал функционировать в середине 1980х, так как в связи с расширением припортовой зоны и строительством завода, в водах лимана был установлен новый маяк, названный Лимано-Ожарским.

Exit mobile version