DWGФОРМАТ | ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Великая Китайская Труба


Великая Китайская труба

В отличие от множества нереализованных советских проектов, в Китай успешно и планомерно внедряет программы по развороту рек из богатых водой регионов в засушливые. Учитывая, что в Китае проживает порядка 20% всего населения земного шара, при этом, количество пресной воды, которое находится в распоряжении государства — всего 7%, водные проблемы являются ключевыми для властей. Например, экспорт бутилированной воды в Китай, сегодня — один из популярнейших видов бизнеса.

Собственные программы Китая предполагают к 2050 году осуществить частичный отвод стока Янцзы и некоторых притоков системой каналов в засушливые районы севера. Для достижения этой цели уже созданы и продолжают строиться каналы и другие гидротехнические сооружения, водоводы огромных диаметров протяженностью тысячи километров, сотни насосных станций.

Засушливые районы севера Китая

Все это следствие поэтапной реализации плана, провозглашенного еще Мао Цзэдуном в 1952 году. Началом разработки проектов перераспределения водных ресурсов Китая считается 1979 год, когда было создано специальное Управление разворотом рек. В заключительной стадии проект предусматривает отвод около 5% стока Янцзы. Годовой расход реки составляет от 600 млрд. м3 (в засушливые годы) до 950 млрд. м3 (в обычные годы).

Карта новых каналов Китая

В соответствии с графиком крупные проекты Китая в области переброски стока должны быть реализованы в период с 2002 года по 2050, и значительная их часть уже завершена. Проект предусматривает строительство трех основных каналов, которые объединят бассейны четырех рек, среди которых — Янцзы и Хуанхэ. Название каналов соответствует их географии: Восточный, Западный и Центральный. Благодаря строительству каналов наполнение северокитайских рек и водохранилищ значительно увеличится, что в частности, благоприятно скажется на обеспечении пресной водой таких крупных городов, как Пекин и Тяньцзинь.

Монтаж системы акведуков

Восточный канал

Первая часть проекта, Восточный канал, построен в период с 2002 по 2012 годы. При его реализации была задействована сохранившаяся инфраструктура древнего канала 13 века. Остатки древнего канала подверглись реконструкции и расширению. По трассе были построены 23 насосных. Конечная точка канала — город Тяньцзинь, для этого вода, подаваемая из Янцзы, пересекает русло Хуанхэ по системе подземных трубопроводов диаметром более 9 м трассой более полукилометра. Общая протяженность канала составляет порядка 1,2 тысячи километров, а расход перебрасываемой воды составляет около 1 млрд. м3 в год.

Восточный канал

Центральный водный канал

Строительство канала Китаем началось в 2003 году. Трасса гидротехнического сооружения связывает водохранилище на одном из притоков Янцзы с Пекином. Вода подается самотеком, без строительства насосных станций. Наиболее сложными инженерными задачами этого этапа проекта являлись:

• пересечение Центральным каналом реки Хуанхэ методом подрусловых дюкеров (как и в случае с переходом под руслом Восточного канала);

• необходимость в повышении уровня водохранилища-источника канала, Даньцзянькоу на 13 м для того, чтобы обеспечить самотечный режим движения воды. Это повлекло за собой значительное расширение площади зеркала водохранилища, перемещение предприятий и отселение проживающих на затапливаемых территориях общин (порядка 330 тысяч человек).

Общая протяженность Центрального канала составляет более 1,2 тысячи километров. Сегодня канал обеспечивает переброску к Пекину порядка 10 млрд. м3 воды в год, а к 2030 году этот показатель достигнет 12 млрд. м3 благодаря строительству второго канала, который будет подавать воду из водохранилища ГЭС «3 Ущелья».

Переход каналом препятствий

Схема дюкера

Западный канал

В настоящее время, самые крупные проекты Китая включают в себя строительство третьей очереди переброски рек — Западного канала, соединяющего верховья Янцзы и Хуанхэ. Назначение нового канала — водоснабжение промышленных предприятий и сельскохозяйственных угодий густонаселенных провинций. Длина Западного канала — порядка 500 км, однако, учитывая высотный фактор (3-5 тыс. м над уровнем моря), реализация проекта достаточно сложна.

По своей трассе, канал пересекает горную гряду Баян Хара Ула высотой 5,5 тыс. м, поэтому планируется строительство целого комплекса водохранилищ, тоннелей-водоводов, насосных и, даже гидроэлектростанций.

Работы над третьим этапом, решающим водоснабжение Китая, продвигаются медленнее, чем над первыми двумя, и связано это, не столько с техническими сложностями, сколько с необходимостью анализа и накопления статистики по результатам реализации проектов Восточного и Центрального каналов. Необходимо изучить климатические изменения как в южных областях, откуда вода забирается, так и в северных, реки которых получают дополнительную подпитку.

Авкедуки гигантских диаметров



Exit mobile version