НАЧИНАЯ с 2014 года в СМИ стали появляться публикации о возможности строительства в Норвегии плавучего тоннеля – совершенно нового типа транспортных сооружений. Подобные проекты рассматривает также Китай и ряд других стран. На концептуальной стадии такие сооружения обобщенно называют «архимедовыми мостами» вследствие закона Архимеда, на котором основана их работа. Суть заключается в прокладке плавающей в толще воды трубы большого диаметра, внутри которой организовано движение транспорта. Такие тоннели могут строиться независимо от глубины дна бухт и проливов и должны стоить гораздо дешевле, чем аналогичные погружные сооружения или мосты. А, в отличие от последних, им также не страшны и штормы.
Развитие транспортной инфраструктуры Норвегии затруднялось климатическими условиями сервера, особенностями сложного рельефа гор и побережья с глубокими заливами-фьордами. С начала ХХ века доступные инженерные решения стали позволять прокладывать трассы не только на поверхности, но и под землей, пробивая тоннели через горы. Однако проблема пересечения фьордов не решена до сих пор.
Протяженность одной из важнейших прибрежных автотрасс Норвегии — Е39, превышает тысячу километров. По ходу своего следования маршрут прерывается семь раз, преодолевая водные преграды при помощи паромных переправ. Учитывая, что глубина фьордов во многих местах превышает 1000 м, строить полноценные тоннели традиционным методом погружения секций не представляется возможным, не говоря уже о ведении буровых работ ниже уровня дна. Тем не менее, на некоторых участках трассы, там, где условия позволяют, подводные тоннели такого типа существуют – например, пересечение фьорда Кармё, открытое в 2013 году.
Строительство мостовых переходов также не подходит для большинства фьордов по причине большой глубины и частых штормов. При этом, если устроить прямое сообщение между берегами фьордов, общее время следования по трассе Е39 сократится вдвое (сейчас оно составляет порядка 21 часа). Поэтому, для Норвегии существует острая необходимость поиска новых, нестандартных подходов для решения транспортных проблем, одним из которых как раз является строительство плавучих тоннелей.
Сооружения представляют собой две параллельные трубы диаметром 7 м, которые будут погружены на глубину 30 м от поверхности воды, удерживаясь в фиксированном положении якорями снизу и понтонами сверху. Трубы будут собраны в секции на берегу, после чего при помощи балласта опущены на проектную отметку. В каждой из труб движение транспорта будет осуществляться только в одну сторону, также будут предусмотрены аварийные пешеходные зоны. Через каждые 250 м трубы будут соединены между собой переходами для возможности эвакуации.
В качестве первоочередных проектов, которые уже находятся в разработке, называются плавучие тоннели через фьорды Бокна, Сонге и Квитсё. Кроме того, со стороны проектной группы Норвежского управления дорог (NPRA) и Центра конструктивного анализа Норвежского научно-технического университета сделано заявление о завершении испытаний модели тоннеля на стойкость к взрывным нагрузкам (внутри), воздействию штормов, ударов подводных лодок и суден (в том числе, тонущих). Во всех случаях выполняются главные условия – сохранение целостности конструкций, герметичности и возможность безопасной эвакуации людей из тоннеля.
Согласно информации NPRA, первые три проекта должны быть реализованы до 2035 года, а весь комплекс плавучих тоннелей в рамках трассы Е39 должен быть введен в эксплуатацию не позднее 2050 года. В настоящее время проект оценивается приблизительно в 40 миллиардов долларов США. Собственные разработки других стран (США, Китая и Италии) еще находятся на стадии стоимостной оценки и пока только ожидают принятия решения о старте серьезных исследований.