Венцом советской инженерно-экономической мысли в поиске идеального соотношения цены и качества строительства стала серия домов К-7 — «хрущевок». Серия пятиэтажных многосекционных жилых домов разработана архитектором Виталием Павловичем Лагутенко (кстати, это дед известного музыканта Ильи Лагутенко) на основании более раннего проекта Ле Корбюзье. Здания собирались из каркасных панелей.
Почему остановились на пяти этажах? Пять этажей — максимальная с точки зрения французского прототипа высота многоквартирного жилого дома без лифта и мусоропровода. Мусоропровод, правда, в некоторых вариантах серии добавили. Основными преимуществами проекта также считались то, что:
• весь дом состоял всего из нескольких десятков комплектующих, как конструктор,
• собирался как этажерка и монтировался методом «без раствора»,
• на строительстве могли одновременно работать бригады монтажников и электриков, сантехников, штукатуров, столяров,
• при работе в три смены дом монтировался за 12 рабочих дней.
Главные недостатки — «проблемные» межпанельные швы и плохая звукоизоляция.
В 1954 году было принято постановление ЦК КПСС о постановке серии на конвейер. Производством комплектующих занималось 402 завода – ДСК. Это была индустриальная революция.
Далеко не всем известно, что «конструкторы хрущевок» активно экспортировались за границу. Быстровозводимые дома и технологию строительства купили Вьетнам, Китай и Куба.
В первоначальном виде дома К-7 строились с 1959 до 1966 года. Впоследствии дома модернизировались, но даже в измененном виде их строительство продолжалось до 1985 года. Где-то раньше, где-то позже на смену «хрущевкам» пришли новые проекты.
За 25 лет – срок жизни одного хрущевского дома – было построено 10% жилого фонда страны. Это впечатляет. Сотни тысяч семей получили возможность готовить на кукольной, но все же своей кухне и закрываться с книжкой в собственном санузле.
В настоящее время дома этой серии подлежат сносу. В Москве в пределах МКАД последний дом серии К-7 был снесён 22 июня 2017 года.