DWGФОРМАТ | ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Из истории железобетона

В отличие от бетона, железобетон — относительно новое изобретение. Его первые прообразы появились еще в начале XIX века, но официальной датой рождения считается 1867 год, когда француз Жозеф Монье запатентовал новый стройматериал. Любопытно, что Монье никогда не был связан с архитектурой и инженерией. По этой причине существует мнение, что железобетон он изобрел случайно.

Первенство в разработке этого материала также оспаривают и другие страны, в том числе, Британия, США и Россия (например, в 1802 г. при строительстве Царскосельского дворца российские зодчие использовали металлические стержни для армирования перекрытия, выполненного из известкового бетона). Однако, официальный патент принадлежит именно Монье.

Работая садоводом в Версале, Монье постоянно сталкивался с одной и той же проблемой: разрастающиеся корни крупных растений деформировали кадки и пускали по ним трещины. Усилить кадки он пытался разными способами: сначала увеличивал их толщину, затем вместо глины использовал обычный бетон. Но во всех случаях природа одерживала победу, пока Монье не додумался использовать металлические обручи в качестве внешнего каркаса.

Такая конструкция оказались гораздо прочнее, однако потеряла эстетическую привлекательность, учитывая, что металл достаточно быстро начинал ржаветь, и стенки горшков покрывались бурыми пятнами и потеками. Тогда Монье Монье решил покрыть металлические прутья наружным слоем бетона, создав железобетонную конструкцию.

В 1867 году он получил первый патент на переносные садовые кадки из металлических обручей и цементного раствора. Затем она занялся экспериментами более активно. В 1868 г. Монье построил в Майсонс-Алфорте небольшой железоцементный бассейн и в том же году взял патент на железоцементный резервуар и трубы. В 1869 г он сделал патентную заявку на железоцементные плиты, м перегородки, а также построил железобетонное перекрытие над своей мастерской.

Сам Монье имел весьма смутные понятия о том, как взаимодействуют между собой бетон и металл. Он, к примеру, рекомендовал укладывать проволочную сетку в плите строго посередине ее сечения.

Тем не менее, 1873 году он получил патент на железобетонный мост, а в 1875 году представил экспертной комиссии его модель, которая выдержала испытание нагрузкой. В том же году пешеходный мост с пролетом 16 м и шириной 4 м был построен во Франции. В 1878 году ему был выдан патент на железобетонные балки и шпалы, а в 1880 году — объединенный патент на все заявленные им ранее конструкции.

В 1879 году немецкий инженер Вайс, имевший свою строительную фирму, заинтересовался железобетоном и купил у Монье патентное право на применение его системы в Германии. Вслед за тем он скупил и все остальные его патенты. Именно благодаря Вайсу новый материал стал широко известен. В 1886 году по указанию Вайса были проведены научные опыты по исследованию свойств железобетона, давшие самые блестящие результаты. Однако действительно самостоятельным и новым строительным материалом железобетон стал лишь после того, как Вайс в 1887 году перенес арматуру из середины сечения, куда ее укладывал Монье, в нижнюю зону балки или плиты, испытывавших в этой части наибольшую нагрузку на растяжение.

Exit mobile version