DWGФОРМАТ | ПРОЕКТИРОВАНИЕ

История строительства первого железнодорожного моста через Енисей


Центральная Россия второй половины ХIХ века стремительно покрывалась сетью железных дорог. Одним из грандиозных сооружений того времени стал железнодорожный мост через Енисей в Красноярске, возведенный под руководством инженера Евгения Кнорре по проекту профессора Лавра Проскурякова.

Строительство моста было начато в 1895, а завершилось в 1899 году. В рамках испытания моста, на него в начале загнали два поезда, каждый из которых состоял из четырёх паровозов и шести вагонов, нагруженных рельсами, а затем по нему прошли два поезда с 23 платформами, груженными рельсами на скорости 70 км/ч .

Особенностями сооружения стали: самая большая в России того времени длина моста (907 метров) и самый большой пролёт ферм (144,5 метров). Конструкции ферм выглядели необычайно изящными для таких сооружений. Высота ферм в вершине параболы составляла 20 метров.

На этом объекте Кнорре разработал и внедрил сразу несколько инноваций, среди которых был метод сборки больших ферм на берегу с последующей продольной надвижкой на опоры. Передвигали их при помощи точеных цилиндрических роликов, заложенных между рельсовыми путями.

Соединение металлических конструкций осуществлялось на заклепках. При этом, заклепки изготавливали по месту, в кузнях на берегу, и тут же, пока они не остыли, вставляли в отверстия конструкций с последующей расклепкой.

Непростой задачей было и сооружение опор моста в глубокой части реки. Металл для изготовления кессонов приходил с Урала с большим опозданием, и, чтобы не тормозить работу, Кнорре стал изготавливать кессоны из дерева (этот тип кессона успешно применялся впоследствии при сооружении и других мостов Сибирского пути, в том числе 4-километрового моста через Амур).

Непосредственно на сооружении моста работало более двух тысяч человек, а вместе с помощниками их число достигало десяти тысяч. Значительным мост вышел и по своей цене – 3 млн. царских рублей (в традиционной для России манере, это пересичтывалось в стоимость примерно 200 тыс. коров).

Евгений Кнорре однажды прокомментировал, что «мост через реку Енисей мной заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы бог и потомки никогда не сказали обиды мне»

По завершении строительства, в 1900 году на Всемирной выставке в Париже была представлена модель Красноярского моста, которая удостоилась Гран-при и золотой медали — «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Специальное жюри возглавлял Гюстав Эйфель, знаменитая башня была удостоена той же награды десятью годами ранее. В наше время мост упомянут в «Атласе чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов», изданном в 1991 году в США.

Очень печально, что в 2002-2007 годах, несмотря на протесты защитников памятников истории, это «ненужное» сооружение было демонтировано и сдано в металлолом.

Exit mobile version