Крестовские водонапорные башни

Башни сооружены в период реконструкции Мытищинско-Московского (Екатерининского) водопровода в 1892 г. по проекту русского архитектора Максима Геппенера на площади Крестовской заставы. Сооружения решены в стиле краснокирпичной эклектики.
Максим Геппенер, всю жизнь проработал в Строительном совете Московской городской управы.

Сферой его деятельности было, в основном, проектирование и архитектурное оформление объектов коммунального и хозяйства — водопровода, канализации, трамвайной сети, строительство училищ, гимназий и других зданий общественно-социального назначения.

Башни — круглые в плане сооружения, диаметром 20 м и высотой 40 м. Верхнюю часть башен занимали металлические резервуары емкостью 1850м3, под которыми располагались конторы, архив, мастерские и даже жилые квартиры служащих. Помещения двух башен соединялись между собой ажурным мостиком с коваными ограждениями.

Подача воды в башни осуществлялась от Алексеевской насосной станции. Из башен к потребителям вода поступала по самотечному коллектору, обеспечивая стабильный напор в часы максимального водоразбора.

В 1937 году, после пуска Восточной водопроводной станции в водопроводных сетях возрос напор и повысилась надежность водоснабжения в целом. Необходимость в Крестовских водонапорных башнях исчезла.

Если бы башни не снесли, то Ярославское шоссе выглядело бы так

Какое-то время в башнях располагался музей воды. Но при расширении Ярославского шоссе в 1939 году они оказались прямо в центре дороги. Башни планировалось сохранить: часть транспортного потока должна была огибать их с двух сторон, а часть — проходить между ними.

Однако, в итоге посчитали, что в дальнейшем это приведет к существенным проблемам с пропускной способностью автодороги. В 1940 году башни были снесены (с них демонтировали крыши и металлические баки, в стены заложили взрывчатку и осуществили подрыв).