Красноярский судоподъёмник – уникальное гидротехническое сооружение в составе Красноярского гидроузла на р. Енисей, позволяющее судам преодолевать разницу в уровнях воды ниже и выше плотины Красноярской ГЭС. Не имеет аналогов в России: на всех других гидроэлектростанциях для преодоления плотины используется шлюзование.
Судоподъёмники — это сложные механизмы, позволяющие поднимать и спускать огромные корабли с одного уровня водного пути на другой; их стоимость намного выше стоимости организации шлюза, поэтому в мире насчитывается всего лишь около 60 судоподъёмников различных конструкций.
Проект судоподъёмника в составе Красноярского гидроузла был разработан в институте «Ленгидропроект», рабочая документация для уникальных механизмов самоходного судоподъёмника – в конструкторском бюро «Ленгидросталь».
Строительство Красноярского судоподъёмника началось в 1963 г. и длилось более 10 лет, а официальный пуск в эксплуатацию осуществлен в 1982 году.
Судоподъёмник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, собственно подъёмника и поворотного круга. Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление. Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги.
Для погрузки судна в подъёмник, платформа опускается ниже уровня воды, судно заходит в подъёмник, после чего платформа начинает движение вверх по эстакаде; судно транспортируется «на плаву». В верхней точке платформа вместе с судном заезжает на поворотный круг, который перемещает её на другую колею, по которой платформа опускается в верхний бьеф ниже уровня воды, после чего судно может покинуть подъёмник.
Перепад уровней между нижним и верхним бьефом 104 м; скорость движения подъемника 20 м/мин, или 1,2 км/ч. Вес судоподъёмной камеры без воды составляет 4500 т. Тяговые усилия для передвижения камеры по судовозным путям создаются с помощью 156 радиально-поршневых судомоторов. Судоподъёмник транспортирует суда грузоподъёмностью до 1500 т, габаритами 78×15 м и осадкой в 1,9 м. Полная эксплуатационная длина с подводными участками 1510 м. Перевод судовозной камеры из одного бьефа в другой или на ремонтно-монтажную площадку осуществляется поворотным устройством длиной 104,6 м. Окружная скорость поворота по радиусу круговых путей 20 м/мин.
Источники: Чистопрудов Дмитрий (chistoprudov) — livejournal, сайт «Вода России» и др.