DWGФОРМАТ | ПРОЕКТИРОВАНИЕ

История строительства Сызранского моста


«Самый большой мост в Европе», «Гордость российского строительного искусства» и даже «Русское чудо» – такими заголовками пестрели газеты Германии, Франции, Англии и других стран в конце 1880 года. Все эти эпитеты относились к новому железнодорожному мосту, построенному на Волге недалеко от Сызрани всего за четыре года. Именно благодаря этому сооружению открылся прямой рельсовый путь из Европы на Урал, в Сибирь и в Среднюю Азию. 

Проект моста разработал выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения, профессор Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбский. Его планы воплощал в жизнь талантливый инженер-мостостроитель Владимир Березин. Строительство моста из-за стратегической важности курировал император Александр II. 

Стройка поразила размахом воображение современников. Прежде чем начать покорять Волгу, у места строительства была создана производственно-жилая инфраструктура: дома для расселения рабочих и служащих, больницы, конторы, мастерские, склады, бани. Для осуществления работ на воде к стройке было приписано три парохода и 73 баржи.

Сырье для строительства моста поставлялось из разных уголков Российской империи. Бутовый камень для «быков», устоев и облицовки брался из Жигулевских гор Самарской Луки в 135 верстах выше моста. Ледорезы опор покрывались выборгским гранитом и валунами с реки Шексны. Из Костромы было сплавлено под Сызрань свыше 110 тысяч бревен.

Из Риги по железной дороге доставили миллион пудов цемента, и свыше 140 тысяч пудов железа для кессонов. На постройку лесов понадобилось около 60 тысяч деревьев. Всего за время строительства из Жигулей было привезено свыше десяти миллионов пудов известняка и 340 тысяч пудов финского гранита и валунов. Специально по заказу правительства на Склессенских металлургических заводах Бельгии было изготовлено 13 мостовых пролетов весом в 378 тысяч пудов. 

По окончании работ мост состоял из 13 пролетов по 52 сажени каждый, и его общая длина превышала 700 сажен (1483 метра). В течение первых 20 лет эксплуатации мост был самым большим в Европе и вторым по протяженности в мире. В честь российского императора Александра II мост тогда же был наречен Александровским.

В советское время, как известно, это название у моста отобрали, и во всех официальных документах он именовался Сызранским. После распада СССР мосту было возвращено прежнее название, однако и «новое» название также прижилось. Таким образом, мост имеет два названия (Александровский и Сызранский). 

Интересно, что металлоконструкции моста подвергались реконструкции, но его опоры служат уже свыше 130 лет. 6 декабря 1980 года в опору №7 врезался танкер «Волгонефть-268». Разрушены угол третьего ж.б. пояса опоры с повреждением арматуры и облицовочные камни шести горизонтальных рядов в подвижной части опоры, глубиной до 120 мм.

Также повреждения и в облицовке надводной части опоры по высоте корпуса танкера. 18 декабря 1980г. проведено обследование опоры №7 водолазами, по итогам которого видимых трещин и нарушений работы строительных конструкций не обнаружено.

Exit mobile version