Первым в мире проектом уникальной линии электропередачи сверхвысокого напряжения 1150 киловольт переменного тока является линия Экибастуз-Урал протяженностью 900 км с подстанциями в Экибастузе, Кокчетаве, Кустанае и участок Кустанай — Челябинск протяженностью 300 км, с временным использованием его на напряжение 500 кВ.

Решение о строительстве было принято 24 марта 1977, а через 10 лет был сдан в эксплуатацию участок ЛЭП-1150 Экибастуз – Чебаркуль. Пропускная способность линии достигала 5500 МВт.

Генеральное проектирование осуществлялось отделением дальних передач института «Энергосетьпроект». Разработкой оборудования для уникального проекта занимались десятки научных центров и институтов.

Имеющаяся на то время практика подстанционного строительства на объектах ПС-1150 кВ была неприемлема, так как маслонаполненное электротехническое оборудование, монтируемое на площадке, весило более 500 тонн. Металлоконструкции линейных и ячейковых порталов весили до 30 тонн и монтировались на высоте 40 и более метров при значительных габаритах.

Для координации монтажных мероприятий в Экибастузе работала группа рабочего проектирования Одесского филиала института «Оргэнергострой», которая разрабатывала проекты производства работ на технологические процессы монтажа строительных конструкций и оборудования.

После ввода в эксплуатацию, ЛЭП-1150 кВ работала на номинальном напряжении 1150 кВ с 1988 по 1991 годы. Из-за распада СССР большая часть линии оказалась «за границей». В связи с падением производства такие мощности стали бесполезными. На участке, проходящем по Казахстану, пять из восьми проводов сняты, на российских участках провод сохранен. Линия работает на напряжении 500 кВ. Она была задействована после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году для компенсации выпадения сибирских мощностей.

В 2012 году корпорация En+ заявила о намерении возродить проект строительства энергомоста Сибирь — Казахстан — Урал на основе сверхвысоковольтной ЛЭП. Проект позволит увеличить перетоки между энергосистемами Сибири, Казахстана и Урала с сегодняшних 1,7 ГВт до 5 ГВт.