DWGФОРМАТ | ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Что нужно учитывать при проектировании участка школы? Отечественный и зарубежный опыт

Светлана КопнинаАнастасия Дубова | ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»

Исследование международного опыта способствует совершенствованию процесса градостроительного проектирования, имеющего принципиальное значение для обеспечения устойчивого развития городов. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов к размещению объектов общего образования и определению площади земельного участка, проведенный коллективом авторов ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы», позволил выявить факторы, оказывающие влияние на размещение школ в структуре жилой застройки.

Отечественный опыт

Размещение объектов образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормативами градостроительного проектирования в зависимости от требуемого количества мест в образовательных организациях и пешеходной (или транспортной) доступности таких объектов.

Расстояние от школ до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности — 800 м, для сельских поселений — до 1 км. При превышении показателей пешеходной доступности осуществляется доставка учащихся специализированным транспортом, предназначенным для перевозки детей. Расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 километров в одну сторону. При этом пешеходный путь учащихся от жилых зданий до оборудованной остановки должен быть не более 500 м. Для сельских районов данное расстояние может составлять до 1 км.

При разработке документов по планировке территории определение площади земельного участка школы осуществляется на основании нормативных показателей, прописанных в Приложении Д. СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования. Площадь земельного участка школы зависит от проектируемой емкости объекта.

К примеру, для того чтобы построить школу на 650 мест потребуется зарезервировать 2,925 га земли (по 45 кв. м. на одного ученика). Чем больше вместимость школы, тем меньше квадратных метров на одного ученика предусмотрено нормативом, при строительстве школы на 2000 мест и более предусматривается по 16 кв. м. на ученика.

В городе Москве действуют Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99, согласно которым площадь земельного участка рассчитывается с учетом нормативного показателя 15-20 кв. м на 1 место (Таблица 8.4). Однако практика показывает, что размещение всех функциональных зон на территории школы возможно при нормативном показателе 22 кв. м на 1 место. Разница в нормативном показателе обусловлена тем, что в 2016 году был утвержден свод правил «Здания общеобразовательных организаций» и в составе участка школы выделены следующие зоны: отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается также организация учебно-опытной зоны. Рекомендации по площади функциональных зон участков школы прописаны в приложении «Г».

Кроме этого, действующие Санитарные Правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» регламентируют наличие озеленения на территории школы, размещение площадок для сбора отходов, освещение и ограждение территорий.

Все вышеперечисленные условия и требования необходимо учитывать при проектировании школ.

Рисунок 1. Средние школы в Москве. Схема разработана отделом архитектурно-градостроительных решений ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»

Зарубежный опыт

Планирование размещения школ в таких городах, как Лондон, Абу-Даби, Брисбен и Гонконг, осуществляется на городском уровне. При этом в большинстве случаев детям обеспечивают возможность добираться до школы пешком, что особенно важно для учащихся начальных классов. Так же, как и в России, при размещении школ учитывается уровень их территориальной доступности и численность детей соответствующего возраста, проживающих в радиусе ее обслуживания. Радиус территориальной доступности школы может варьироваться в зависимости от плотности населения района, в котором она размещается.

Так, в Лондоне радиус доступности начальной школы для районов с плотностью населения от 100 и более человек на гектар составляет 500 метров, а для районов индивидуальной жилой застройки с плотностью населения до 40 человек на гектар — может достигать уже 800 метров. Однако в Брисбене, где малоэтажные жилые дома на одну семью являются преобладающим типом жилой застройки и плотность населения низкая, а также в Гонконге, где в условиях высокой плотности застройки и недостатка подходящих земельных участков для учреждений образования, ученики пользуются школьными автобусами. Там радиус доступности школ может составлять до 10 км или не устанавливаться вовсе.

В зарубежных и российских городах школьные участки в зависимости от их размещения должны соответствовать ряду критериев. Данные требования можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе относятся требования транспортной и пешеходной доступности: обеспечение удобного подхода и подъезда для преподавателей, учеников и их родителей, обслуживание общественным транспортом.

Ко второй, достаточно большой, группе относится соответствие требованиям безопасности использования участка, что определяется отсутствием на самом участке и поблизости от него объектов, являющихся источниками вредного воздействия, например шума (аэропорты и автомагистрали), электромагнитного излучения (линии электропередач и подстанции), загрязнений воздуха, воды и почвы (производства, склады, магистральные сети).

К третьей группе можно условно отнести рекомендации по совместному размещению школьных участков рядом с объектами, которые могут использоваться учащимися для занятий спортом, отдыха или дополнительного образования, например стадионами, бассейнами, спортивными комплексами, парками, библиотеками, культурными и соседскими центрами. Такой подход актуален в условиях плотной городской застройки и при реконструкции сложившихся районов позволяет разнообразить функциональную программу школы за счет активного использования ее окружения.

В свою очередь, и территория школы может быть вовлечена в использование местным сообществом. В Абу-Даби, Гонконге и Брисбене, общественные и спортивные пространства школ проектируются с учетом доступности для маломобильных категорий горожан, а также с возможностью их совместного использования местными жителями, семьями и общественными организациями.

Площадь и состав обязательных для размещения на участке школы элементов определяется в первую очередь требованиями к организации учебного процесса, включающего спортивные занятия, а также необходимость отдыха детей. Подход к определению площади участка для школы в Лондоне схож с российским и использует нормативный показатель площади земельного участка на одного ученика. Пришкольная территория при этом вмещает площадки с твердым и мягким покрытием, предназначенные для игр и отдыха, многофункциональные площадки для занятий физической культурой (Рисунок 2).

Рисунок 2. Начальная школа Curwen Primary School, Лондон. Схема разработана отделом архитектурно-градостроительных решений ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»

В Гонконге, Брисбене и Абу-Даби предпочтение отдается школам типовой вместимости, исходя из количества классов или учеников. Например, в Гонконге начальные школы вмещают чаще всего 18, 24 или 30 классов, а средние — 30 классов. Соответственно каждому типу школы устанавливается нормативный показатель площади земельного участка.

Департамент городского планирования Гонконга разработал также типовые планировочные решения для участков начальных и средних школ для подтверждения соответствия выделяемых участков минимальным требованиям не только по площади, но и по конфигурации, что позволяет разместить все необходимые объекты и площадки (Рисунок 3). Так, на участке школы помимо учебных зданий и актового зала размещаются спортивные площадки, стоянка для школьных автобусов и автомобилей.

Рисунок 3. Схема планировки и размещения зданий для средней школы на 30 классов (Источник: Hong Kong Planning Standards And Guidelines)

Дополнительные площадки для спортивных занятий и отдыха могут также размещаться на крышах школьных зданий, как это можно увидеть на примере средней школы Sing Yin в районе Ping Chan (Рисунок 4).

Рисунок 4. Средняя школа Sing Yin Secondary School, Гонконг. Схема разработана отделом архитектурно-градостроительных решений ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»

Проведенное в рамках исследования сопоставление подходов к планированию и формированию сети организаций общего образования (школ), выбору места расположения земельного участка и определению его размера в Москве и зарубежных городах мира имеет ряд общих требований. Прежде всего, это необходимость обеспечения учебного процесса, доступности и безопасности использования территории. В условиях плотной городской застройки и дефицита свободных участков для размещения школ часть площадок может располагаться на крышах или прилегающих территориях.

В настоящее время к выходу планируется монография «Градостроительные принципы. Нормирование уровня обеспеченности населения объектами образования и здравоохранения: зарубежный опыт», над которой работал коллектив авторов ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»: Дина Саттарова, Николай Кикава, Галина Миц, Светлана Копнина, Анастасия Дубова и Ольга Менделенко.

Источники

Hong Kong Planning Standards And Guidelines
Building Bulletin 103: Area guidelines for mainstream schools
Educational Facilities. Design manual. Standards and Criteria for School Facilities in Abu Dhabi

Сведения об авторах

Светлана Алексеевна Копнина – начальник отдела по оценке и развитию социальной инфраструктуры ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»

Анастасия Александровна Дубова – ведущий специалист научно-методического отдела ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»

Exit mobile version