DWGФОРМАТ | ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Определение границ участка для размещения снегосплавных пунктов на канализационных коллекторах

Эдуард Георгиевич Мартиросов, начальник отдела инженерной инфраструктуры, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Института Градостроительного планирования города Москвы
Дмитрий Николаевич Егоров, главный специалист отдела инженерной инфраструктуры, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Института Градостроительного планирования города Москвы

Для больших городов в холодный период чрезвычайно остро стоит проблема утилизации снега. Сегодня на рынке представлено множество разнообразных снегосплавных установок, имеющих свои достоинства и недостатки. В статье рассматриваются особенности определения границ участка для размещения снегосплавных пунктов (ССП), расположенных на канализационных коллекторах. Авторы рассказывают об опыте Института Градостроительного планирования города Москвы. Специалисты описывают преимущества данного вида ССП, факторы, влияющие на выбор участка для строительства данных объектов, а также технические требования, предъявляемые к территориям их размещения, и правовые нюансы. 

Утилизация снежных масс с урбанизированных территорий — это вопрос крайне актуальный для большинства российских городов. Использование снегосплавных пунктов (ССП) — это один из оптимальных способов утилизации снежных масс — переработки их в талую воду, ведь таким образом решается вопрос не только с расчисткой дорог от заносов, но и производится комплексная очистка улиц от мусора. ССП значительно улучшают экологическую обстановку урбанизированных территорий. Как известно, снег, который собирается с улиц, площадей и дорог, до последнего времени сбрасывался в ближайшие водоемы без очистки, поскольку его относили не к отходам населенного пункта, как это делают в большей части стран мира, а к чистым природным осадкам. Снег, по мере его выпадения и временного хранения на земле, адсорбирует из воздуха и аккумулирует с дорожных покрытий нефтепродукты, тяжелые металлы, бытовые отходы, противогололедные материалы и т.д. (до 60 показателей). Сброс данной массы без очистки и обеззараживания повлечет за собой загрязнение почвы, поверхностных и подземных водных источников, а в конечном итоге и ухудшение здоровья людей, состояния флоры и фауны. 

Стоит отметить, что при обычном вывозе снега в пригород или естественном таянии твердых осадков все автомобильные выхлопы попадают в почву и насыщают ее вредными веществами. Поэтому эксплуатация ССП является комплексным мероприятием по охране окружающей среды, так как снег с городских покрытий собирается и направляется на пункты ССП, где он растапливается и вместе с традиционными сточными водами направляется на очистные сооружения.

На отечественном рынке представлено большое количество различных видов снегосплавных установок как российского, так и зарубежного производства, повсеместно успешно применяются и эксплуатируются различные типы снеготаялок, как сухих — с естественным процессом таяния снега, так и принудительных — использующих для плавления снега различные теплоносители. Это и снегосплавы, использующие тепло сбросных вод ТЭЦ или котельных, мобильные и стационарные установки, работающие на бензине, газе, электричестве, дизельном топливе. 

У каждого из перечисленных типов ССП есть свои плюсы и минусы. Не будем останавливаться на подробном описании каждого из них. В данной статье речь пойдет о проблемах, с которыми сталкиваются проектировщики при определении границ участка для размещения снегосплавных пунктов, расположенных на канализационных коллекторах.

Данный тип сооружения выбран неслучайно. Он обладает рядом достоинств и преимуществ перед вышеперечисленными ССП, поскольку одним из важнейших аспектов в выборе способа утилизации снега является его экономическая эффективность, то есть получение высокой эксплуатационной производительности сооружения при минимальных ресурсных затратах. ССП на канализационных коллекторах обладают высокой производительностью, до 7 тыс. м3/сут. и выше, при этом используют даровое тепло сточных вод для плавления завозимых снежных масс и обладают высокой экологичностью, то есть минимизировано количество вредных выбросов при переработке снежных масс. При этом они тратят незначительное количество электроэнергии на перекачку стоков и дробление завозимого вместе со снегом мусора. Основными затратами данного типа ССП, помимо строительных, считаются затраты на использование спецтехники, применяемой для перевозки убираемого с улиц городов снега.

Властями города Москвы было принято решение о благоустройстве и разработке улично-дорожной сети от Краснопресненской набережной до Карамышевской. На рассматриваемой территории по Карамышевской набережной и по Тестовской улице расположены два действующих ССП, принадлежащих АО «Мосводоканал», производительностью 7 тыс. м3/сут. и 3,5 тыс. м3/сут. соответственно. Расстояние между этими пунктами составляет около трех километров по Москве-реке. Встал вопрос о выносе этих пунктов с территории будущей застройки с увеличением производительности до 7 тыс. м3/сут. каждого из них.

Как уже говорилось, близость размещения ССП к основным убираемым территориям является одним из ключевых факторов экономической эффективности такого пункта. В то же время расположение нескольких пунктов недалеко друг от друга заставляет не только тратить дополнительные средства города на перевоз утилизируемого снега с удаленных территорий, но и создает транспортный коллапс на дорогах из-за повышенного числа используемой автотехники в одном месте. То есть целесообразно разнести ССП, тем самым разгрузив транспортные магистрали в зимний период и обеспечив собственными ССП районы, где наблюдается нехватка пунктов плавления снега.

Следующими наиважнейшими факторами при выборе участка под размещение ССП являются его удаленность от существующей жилой застройки и одновременно транспортная доступность. Под транспортной доступностью подразумевается наличие существующих дорожных магистралей и их развязок вблизи планируемого земельного участка, необходимых для предотвращения блокирования свободного проезда гражданского и служебного автотранспорта спецтехникой, доставляющей снег на ССП.

Удаленность размещения ССП от жилой застройки обусловлена высоким уровнем шума, производимого самосвалами при транспортировке и разгрузке снежных масс, их трамбовке на специальных площадках для складирования снега, работой дробильных установок и др. Кроме того, грузовые машины, в которые собираются снежные массы, характеризуются высокими значениями поллютантов (загрязняющих веществ) в отработанных газах. Наличие сети ССП снижает антропогенную нагрузку на атмосферный воздух городов. Грузовикам не приходится преодолевать значительные расстояния, чтобы доставить собранные массы в пункт назначения.

Таким образом, земельный участок, предназначенный для размещения ССП, должен располагаться на территории с регламентированным особым режимом использования. Такие территории называются санитарно-защитными зонами и устанавливаются соответствующими нормативными документами и проектной документацией. Для ССП они составляют не менее 100 м от жилой застройки. Данная территория используется для создания, например, элементов микрорельефа или озелененных территорий специального пользования, которые могут иметь как адресное финансирование, так и за счет организации, которая его эксплуатирует. Территорию ССП со всех сторон «опоясывают» однопородными группами насаждений, преимущественно в шахматном порядке, обладающими бактерицидными свойствами и не имеющими опушенных семян, пыльцы, волокнистых веществ.

Еще одним ключевым фактором при подборе участка, без которого невозможна технологическая составляющая работы выбранного типа сооружения, является обязательная близость его расположения к канализационным коллекторам крупного диаметра. Так как средняя подача теплоносителя, предназначенного для плавления снежных масс при заданных параметрах ССП в 7 тыс. м3/сут., будет составлять порядка 600–700 литров в секунду, в зависимости от температуры протекающего стока, способа его подачи и из расчета процесса таяния сбрасываемого снега каждые три минуты, то необходимым запасом протекающих сточных вод будут обладать коллекторы ориентировочным диаметром 1400 мм и более. Коллекторы должны обладать необходимыми расходами стоков в ночное время суток (это связано с тем, что основная работа по уборке снега с улично-дорожной городской сети производится ночью, когда снижен трафик машин на дорогах), и, кроме того, иметь наполняемость в среднем 0,5–0,6 от диаметра.

Процесс подбора площадок под размещение ССП, например, в Москве, осложнен еще тем фактом, что производственных зон в Москве с круглосуточным графиком работы становится все меньше. Объемы канализационных стоков от жилых и общественных застроек за последние годы также имеют тенденцию к снижению. Большинство коллекторов по ночам «сухие», поэтому в первую очередь рассматриваются участки в «соединяющей точке» коллекторов района, округов и так далее.

Выбор площадки для размещения снегосплавных пунктов производится на основе эмпирических, теоретических и количественных методов исследования.

Для анализа используются данные, указанные в таблице 1.

Таблица 1. Исходные данные для анализа выбора площадки

1 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии — Росреестр https://rosreestr.gov.ru/site/ границы земельных участков, сведения по видам разрешенного использования земельных участков, сведения по праву и обременениям земельных участков (кадастровый план территории, выписки на земельные участки и объекты капитального строительства)
2 Правила землепользования и застройки г. Москвы https://www.mos.ru/mka/documents/pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-goroda-moskvy/ границы и виды территориальных зон, установленные градостроительные регламенты, границы зон с особыми условиями использования территорий и прочих территорий с особым режимом хозяйственного регламента
3 Сведения о разработанной ранее и утвержденной документации по планировке территории https://isogd.mos.ru/ границы зон размещения объектов капитального строительств, границы территорий общего пользования, ТЭПы
4 Сведения о градостроительных планах земельных участков https://isogd.mos.ru/ границы земельных участков, виды разрешенного использования, градостроительные регламенты использования земельного участка

Выбор земельных участков осуществляется с учетом:

При изучении правовой характеристики земельных участков необходимо выявить всех лиц, которым принадлежат объекты недвижимости (земельные участки, объекты капитального строительства). Особо следует обратить внимание на объекты недвижимости, которые представлены в виде «самозахвата» и «самостроя». Данные территории являются приоритетными для рассмотрения их в качестве размещения планируемых площадок. Однако, на территории высокоплотной городской застройки таких территорий представлено мало. В основном вся территория либо находится в собственности, либо сдана в аренду. Выявляются недобросовестные землепользователи, которые либо не платят налоги, либо не поставили своевременно объекты недвижимости на кадастровый учет. 

В случае отсутствия вышеуказанных обстоятельств необходимо проводить работу с землепользователями согласно статье 56.3 Земельного кодекса РФ «Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд».

За изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется денежное возмещение, в размер которого включаются рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода. Право собственности гражданина на изымаемый земельный участок прекращается.

В случае если одновременно с изъятием земельного участка осуществляется изъятие расположенных на нем и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок.

В случае если соглашение об изъятии участка не достигнуто, производится принудительное изъятие. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие земельного участка, определяются судом. 

Приложения:

Схема предлагаемых мест строительства новых снегоплавильных пунктов на коллекторах АО «Мосводоканал» взамен существующих

План границ линейного объекта инженерной инфраструктуры

Зона размещения КПП

Источники: 

  1. Борисюк Н.В. Снег, снежная масса, утилизация // Строительная техника и технологии. 
  2. Дерюшева Н.Л. Оптимизация работы снегоплавильных сооружений. //ФГБО УВО «НИУ МГСУ»
  3. Борисюк, Н.В. Утилизация снежной массы в городе (на примере Москвы) // Дорожная техника.
Exit mobile version