Источник: Портал «Геоинфо»

15 мая 2020 Президентом РФ было дано задание Правительству устранить административные барьеры на пути капитального строительства. 4 июля 2020 вступило в силу постановление №985, содержавшее актуализированный список разделов нормативных документов, обязательных к применению. Всего через год, 1 сентября 2021 года, вступило в силу постановление №815. Эти два документа сопоставлены и проанализированы в статье.

Постановление Правительства №815 от 28 мая 2021 г.

«Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. № 985»

Возможно, вступившие в силу поправки и пойдут на пользу эффективности строительного производства, но уже сейчас очевидно, что под горячую руку попали пункты, косвенно влияющие на надежность сооружений.

Конечной целью инженерных изысканий и последующего проектирования является обеспечение надежности и безопасности сооружения в период эксплуатации. Условия достижения этой цели закреплены в Федеральном законе №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Этот документ устанавливает основные понятия и требования безопасности. В частности, в статье 7 говорится: «строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей». Перечень национальных стандартов и сводов правил (а также их частей), в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований этого закона, утверждается Правительством Российской Федерации закона.

С момента вступления в силу Федерального закона №384-ФЗ было опубликовано уже четыре редакции данного перечня. Первым было распоряжение Правительства РФ №1047-р от 21.06.2010. Данный документ закреплял в качестве обязательных положения строительных норм и правил (СНиП), большая часть которых разрабатывалась и актуализировалась еще в СССР, поэтому сейчас профессионального интереса не представляет.

Значительно большее влияние на порядок проведения изысканий и проектирования оказало постановление №1521 от 26.12.2014. В нем были упомянуты отдельные пункты сводов правил, в частности СП 22.13330.2011 и СП 47.13330.2012. Основная трудность в применении постановления была связана с активной актуализацией нормативных документов в 2014-2016 годах. В результате выпуска новых редакций в качестве обязательных к применению оказались закреплены пункты документов в предыдущей редакции, что иногда приводило к серьезным противоречиям.

15 мая 2020 Президентом РФ было дано задание Правительству устранить административные барьеры на пути капительного строительства (знаменитое выступление про «СНиПы — хрипы»). И уже 4 июля 2020 вступило в силу постановление №985, содержавшее актуализированный список разделов нормативных документов, обязательных к применению. Всего через год, 1 сентября 2021 года, вступило в силу постановление №815. Эти два документа – №985 и №815 – целесообразно сопоставить между собой.

В оба документа вошел ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований», в котором утверждается классификация по классам сооружений, а не по уровням ответственности. Пункт 10.1, содержащий таблицу классов сооружений, является обязательным к применению. Также обязательным является пункт 10.4, в котором говорится об областях применения классов сооружений при разработке проектной документации. Не является обязательным пункт 10.5, касающийся проведения научно-технического сопровождения и технического мониторинга для сооружений КС-3 – это означает, что необходимость данных мероприятий определяется на добровольной основе.

СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия» коснулись только незначительные изменения. По-прежнему закреплены в качестве обязательных пункты, обеспечивающие реализацию метода предельных состояний, то есть утверждающие правила применения и выбора коэффициентов надежности.

А вот список обязательных пунктов СП 22.13330.2016 «Основания и фундаменты» изменился весьма значительно – он сокращен почти втрое! Обязательными, в частности, являются пункты:

4.2, определяющий состав исходных данных для проектирования оснований и фундаментов;

4.15, требующий учитывать влияние нового строительства на окружающую застройку;

5.1.9, устанавливающий условия проверки первого предельного состояния;

5.2.2, 5.2.5, 5.2.6, 5.2.8, описывающие принцип применения расчетных параметров нагрузок;

5.3.17, определяющий уровень доверительной вероятности для расчетных параметров грунтов.

Обратите внимание, что п. 5.3.7, устанавливающий методы определения модуля деформации лабораторными методами, из списка обязательных исключен! Это означает, что выбор метода определения теперь осуществляется в добровольном порядке – и в скором времени дорогостоящие методы испытаний на практике заменят «справочные значения». Остается надеяться на благоразумие государственной экспертизы.

Прочие обязательные пункты этого документа не имеют принципиального характера. Отметим, что в списке обязательных отмечено Приложение К, содержащее предельно допустимые значения осадок и кренов.

Заметно (вдвое) сокращен список обязательных пунктов СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты». Полностью исключен раздел 6 (виды свай), сведены к минимуму обязательные требования по расчету свайных фундаментов, в том числе в условиях просадочных и набухающих грунтов. Ни единого обязательного пункта нет в разделе 13, касающемся закарстованных территорий.

Список обязательных пунктов из текста СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства» сокращен в 1,5 раза. Полностью исключен раздел 4 – Общие положения – в котором устанавливается роль инженерных изысканий в градостроительной деятельности, порядок их выполнения и взаимоотношений между участниками процесса. Видимо, это соответствует основной цели – упростить административные сложности – но наносит удар по (пусть даже формальному) взаимодействию изыскателя и проектировщика через серию документов «техническое задание – программа работ».

Сохранились пункты разделов 5, 6, 7 и 8, определяющие состав работ в различных видах изысканий, и самые основные требования к их выполнению. Нужно отметить, что закреплены пункты, утверждающие двухэтапность выполнения работ по изысканиям. Также сохранены приложения В (высоты сечения рельефов) и Г (категории сложности инженерно-геологических условий).

В оба документа входит нашумевший СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах». В новом постановлении из числа обязательных исключены многие пункты, но некоторые, наоборот, добавлены (например 4.4, 4.6, касающиеся правил установления расчетной сейсмичности площадок сооружений повышенного уровня ответственности).

Обязательные к применению пункты СП 116.13330.2012 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений» уместились буквально в три строки. Упоминаются отдельные положения разделов 5 (противооползневые сооружения), 6 (противоселевые сооружения), 7 (противолавинные сооружения), а также единственный пункт 11.2.1, устанавливающий правила выбора расчетных параметров при проектировании защиты от затопления.

Заключение

Безусловно, это далеко не полный перечень всех документов, упомянутых в постановлении №815 – но полное перечисление и невозможно в рамках одной статьи, тем более, что для каждого специалиста список принципиальных требований будет своим. Тем не менее, этот краткий обзор позволяет сделать некоторые выводы.

Необходимо отметить, что в новом постановлении количество обязательных разделов заметно сократилось, а формулировки стали более четкими. Например, исключены все разделы, где использовались формулировки «допускается», «в некоторых случаях» и т.п. – то есть те, которые не могут быть обязательными просто исходя из содержания. Отечественные нормативные документы в избытке содержат неоднозначные формулировки, но теперь, насколько можно судить, в список обязательных попали только те пункты, которые содержат жесткие требования: «следует», «необходимо».

Новое постановление решительно «расправилось» со всем попытками регулирования взаимоотношений между участниками процесса в тексте нормативных документов. Все без исключения упомянутые в нем документы лишились разделов «общие положения» и тому подобных, сохранены только пункты, содержащие конкретные практические требования. Возможно, подобное рвение и пойдет на пользу эффективности строительного производства, но уже сейчас очевидно, что под горячую руку попали пункты, косвенно влияющие на надежность (в частности, п. 5.3.7 СП 22.13330, о методах определения модуля деформации – и автор этого обзора уверен, что он не единственный).

В любом случае, к этому документу не стоит относиться прямолинейно. Да, список строго обязательных пунктов сократился до, пожалуй, минимально возможного размера. Но нельзя применять тот или иной нормативный документ игнорируя все его положения, за исключением нескольких перечисленных. «Обязательность» в данных постановлениях следует понимать исключительно как «обязательность для обеспечения требований безопасности». Но это совершенно не означает, что прочие пункты документа введены в него только для объема. В конце концов, разработчики документов предполагают, что документы будут использоваться целиком, так как имеют внутреннюю логику и последовательность действий.

Вероятно, постановление №815 действительно упростит этап согласования проектной документации, так как количество безапелляционных требований сильно сократилось. Но прочие положения проекта по-прежнему придется отстаивать в экспертизе, только уже со ссылкой на здравый смысл, а не федеральный закон.

Очень жаль, что в тексте постановления не указан его разработчик: к нему можно было бы обратиться за разъяснениями, когда при применении документа возникнут вопросы. А в том, что эти вопросы возникнут сомневаться не приходиться.

Автор: МИРНЫЙ АНАТОЛИЙ ЮРЬЕВИЧ, Доцент Геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.т.н.
MirnyyAY@mail.ru