DWGФОРМАТ | ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Светопропускающие элементы в структуре фасадов общественных зданий

Мельникова И. Б., Рощин М. К. «ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ». № 6. 2021

Одной из тенденций современной архитектуры при проектировании общественных зданий является особое внимание к натуральным материалам, таким, как кирпич, дерево, естественный камень. Причем «подаются» они в сочетании с сугубо модернистскими формами и применением ультрасовременных технологий в самих объектах. Фасады таких общественных зданий обычно имеют простую геометрию самих объемов, значительное количество фасадного остекления, а облицовки из натурального материала придают этим современным формам некоторый природный естественный шарм, своего рода реверанс в сторону истории. При этом эти естественные материалы на фасадах визуально получают несколько иную трактовку своего тектонического звучания и выглядят совсем не так, как в старинных зданиях. Особенно остро это чувствуется в применении облицовок из кирпича. В дополнение к этой тенденции в современных общественных зданиях присутствует еще одна важная черта: общественное здание должно быть не просто выразительным и функционально удобным, оно должно удивлять зрителя, создавать некую «эстетику чуда», его внутреннее пространство должно быть подвижным для восприятия с бесконечной сменой ракурсов, точек зрения, линий горизонта [1]. Причем совершенно не важно, к какой типологической сфере относится общественное здание: торговый центр или культурный, ресторанный комплекс или музей. Необходимость быть «нестандартно», креативно привлекательным как снаружи, так и внутри – важная черта современной архитектуры в целом, и архитектуры общественных зданий в частности.

Одним из первых, кто задался вопросом применения спецэффектов в современной архитектуре, является французский архитектор Жан Нувель. Свою точку зрения автор описывает следующими словами: «…Однажды, когда поймёте, насколько свет разнообразен и как он расширяет восприятие, ваш архитектурный словарь немедленно увеличится до такой степени, о которой классическая архитектура и не помышляла»[2]. Радикальное переосмысление ретроспективного характера воплотилось в таком творении архитектора, как Институт арабского мира в Париже (рис. 1).

Рис.1. Институт арабского мира, Париж, 1987г.: а) главный фасад, б) элементы «машрабии»

Хорошо прочитывается основная идея проекта объединение культуры Востока и Запада. Западное влияние присутствует в геометрически простой, минималистской форме здания в сочетании с новейшими фасадными материалами и технологиями. Главный фасад здания состоит из алюминиевых панелей с подвижным титановым каркасом, способным адаптироваться под погодные условия с помощью светочувствительных элементов. Таким образом можно регулировать степень освещенности интерьеров здания. При этом светочувствительные элементы в панелях выполнены по принципу диафрагмы камеры. Сам рисунок «створок диафрагмы» в панелях напоминает машрабию – традиционный художественный элемент Восточной культуры. В интерьерном пространстве при этом создается почти мистическая игра света и тени, переносящая зрителя в загадочный мир арабских сказок.

Не менее мистическим и неординарным по своей выразительности является еще одно общественное здание Жана Нувеля Лувр Абу-Даби в ОАЭ (рис.2).

Рис.2 Лувр Абу-Даби, ОАЭ, Абу-Даби, 2017г.: а) общий вид, б)игра света и тени, создаваемая светопропускающей оболочкой.

Архитектор использовал здесь похожий прием, только игра света и тени достигается применением особой светопропускающей оболочки.

Похожие приемы придания интерьерам особенной выразительности за счет игры света и тени, идущих через элементы ограждающих конструкций, можно встретить во многих работах современных архитекторов. Наиболее часто этот прием встречается в общественных зданиях с кирпичными стенами. Ощущение «вынутых» из стены кирпичиков придает фасадам современных зданий оригинальное тектоническое прочтение; одновременно с этим в интерьерах этот же прием создает нарядную романтическую игру света и тени. Особенно ярко этот прием выражен в фасадах и интерьерах общественного центра «Illueca» в Испании архитекторов Хайме и Франсиско Хавьера Магена (рис.3).

Рис. 3 Общественный центр «Illueca», Арагон, Испания,2018-2020гг. а) общий вид здания, б) светотеневой рисунок в интерьере здания.

Результатом изучения подобных приемов формирования фасадных композиций общественных зданий стали проектные разработки авторов статьи при проектировании общественно-культурного центра для г. Калининграда. Проектное предложение основано на желании сформировать современную по стилистике архитектурную композицию из простых по геометрии квадратичных объемов разной величины, объединенных большим светопрозрачным атриумом. При этом дань уважения к исторической архитектуре Калининграда выражается в выборе красно-кирпичной облицовки объемов здания (рис.4).

Рис.4 Общий вид общественно-культурного центра в Кали-нинграде. Арх. Мельникова И.Б., Рощин М.К., 2021г.

Смысл нового, «нетрадиционного» тектонического прочтения кирпичной стены в этом проекте доведен до гротеска: крупные «тяжелые» кирпичные формы почти парят в воздухе. Все четыре объема здания, в которых предполагается организация различных по функции помещений культурного центра, объединены большим светопрозрачным атриумом, который является связующим пространством между внешней средой и помещениями отдельных объемов культурного центра. Это буферное пространство прозрачного атриума несет в себе то самое «игровое начало» пространства в общественном здании, о котором говорилось выше. Красно-кирпичные объемы различной величины фактически крутятся перед зрителем, находящимся в интерьере атриума, создавая ощущение подвижности с постоянно меняющимися ракурсами восприятия этих объемов. Креативности этим картинам добавляет еще тот факт, что часть кирпичных стен находится во внутреннем пространстве атриума, а часть – снаружи, которую можно обозревать из-за стекла. При подъеме по сложной фигурной лестнице картины, открывающиеся зрителю, опять меняются, что является неким продолжением игрового шоу со зрителем (рис.5).

Рис. 5 Интерьер атриума общественно-культурного цен-тра в Калининграде.

Авторы проекта предложили интерпретировать описанный выше декоративный прием «вынимания» кирпичиков из стены несколько иначе, сообразуясь с крупным масштабом всего здания. На фасадах небольшие отверстия смотрятся как мотив «вынутых» кирпичиков, что зрительно несколько облегчает брутальную кирпичную стену и, опять же, рассчитано на привлечение внимания зрителя, желания его удивить. В интерьере это рассыпь небольших окошек, которые свободно, практически хаотично выходят во внутренние пространства здания, помогая дополнительно их освещать. В ночном освещении, при включении света в помещениях, эти отверстия кирпичики смотрятся на фасадах очень необычно: большой темно-красный объем самого здания в ночном небе практически не виден, а на его месте лишь россыпь мелких хаотично разбросанных светящихся точек (рис.6).

Рис.6 Декоративное оформление фасадов общественно-культурного центра в Калининграде. Арх. Мельникова И.Б.,Рощин М.К., 2021г.

Таким образом, в настоящее время фасады современных общественных зданий могут получить новое тектоническое прочтение при использовании такого традиционного материала как кирпич. Сочетание кирпичных стен с большими плоскостями остекления, дополнение этих стен мелкими декоративными вкраплениями выводит архитектурную стилистику таких зданий на принципиально новый уровень.

Литература

  1. Рябушин А.В. Архитекторы рубежа тысячелетий. Книга первая: Лидеры профессии и новые имена, М.: Издательство «Искусство-XXI век», 2010, 432с.
  2. Интернет-журнал BERLOGOS «Всегда в оппозиции. Жан Нувель – о своей архитектуре», 06.07.2016 г. — Режим доступа: http://www.berlogos.ru/article/vsegda-v- oppozicii-zhan-nuvel-o-svoej-arhitekture/
  3. Look At Me «Как Жан Нувель превратил хай-тек в поэзию», 22.02.2014 — Режим доступа: http://www.lookatme.ru/mag/people/icon/201065-jean- nouvel
  4. Рощин М.К. Изменение визуального облика здания на основе применения подвижных фасадных элементов, Дни студенческой науки [Электронный ресурс]: сборник докладов научно-технической конференции по итогам научно-исследовательских работ студентов ИСА НИУ МГСУ, М.: Издательство МИСИ – МГСУ, 2020, с.119-121. — Режим доступа: http://mgsu.ru/resources/ izdatelskayadeyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/
  5. Мельникова И.Б., Попов А.В. Модернизм как стиль в архитектуре. Основные этапы развития: учеб. Пособие, М.: Издательство АСВ, 2020, 90 с.
  6. Мельникова И.Б. Кирпич узоры «вяжет» (Композиционные возможности кирпича в оформлении фасадов малоэтажных жилых домов), ж. «Сельская новь», 1998, №4, с.58-59.
Exit mobile version