DWGФОРМАТ | ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Основные принципы проектирования строительных генеральных планов

Основные принципы, являющиеся общими при проектировании строительного генерального плана любого объекта можно сформулировать следующим образом:

  1. Временные здания, сооружения и коммуникации необходимо располагать на территориях, не предназначенных под застройку постоянными зданиями и сооружениями. При этом должны быть соблюдены противопожарные нормы и требования техники безопасности, в также обеспечены соответствующие санитарно-гигиенические условия. Вместе с тем временное строительство на площадке должно быть минимальным, число и объемы временных сооружений должны быть тщательно обоснованы с учетом возможности использования для нужд строительства некоторых постоянных зданий, дорог и инженерных сетей.
  2. Временные сооружения необходимо проектировать с возможностью многократного их использования на других стройках для размещения административно-бытовых зданий, мастерских, складов, столовых, буфетов, санитарно-гигиенических помещений. Должны быть использованы типовые передвижные и перевозимые вагоны. В номенклатуре временных сооружений должны быть преимущественно: инвентарные помещения с ссылкой на типовые проекты.
  3.  Затраты на строительство временных дорог и инженерных сетей должны быть минимальными. Снижение затрат может быть обеспечено в результате первоочередного строительства на площадке постоянных дорог и сетей подземных коммуникаций, которые могут быть использованы для нужд строительства.
    Временные дороги следует прокладывать по трассам постоянных дорог. Если подъезды к временным складам или непосредственно к строящимся объектам не совпадают с трассами постоянных дорог, проектируют на этих участках временные дороги. Покрытие дорог должно обеспечивать проезд автомобильного транспорта в любое время года.
  4. Размещение объектов временного хозяйства, а также транспортных путей должно подчиняться цели снижения перевозок внутри площадки и снижения погрузочно-разгрузочных работ. Временные сети водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и т.д. должны быть минимальной протяженности с достаточной надежностью обслуживания.
  5. Места для разгрузки, складирования и укрупнительной сборки конструкций, а также складирования и хранения оборудования и материалов следует выбирать в непосредственной близости от мест установки и использования с учетом расположения грузоподъемных механизмов.

Общеплощадочный стройгенплан должен быть согласован с генподрядной строительной организацией, отделом архитектуры (в случае застройки жилого микрорайона или отдельного здания в черте города), с местными органами государственной санитарной инспекции и государственного пожарного надзора, а в отдельных случаях — с отделами администрации (отделом озеленения, трамвайно-троллейбусным управлением, государственной инспекцией по безопасности дорожного движения, отделом подземных сооружений и др.).

Для выбора наиболее рационального решения стройгенплана необходимо разрабатывать несколько вариантов. Окончательное решение принимается по следующим основным технико-экономическим показателям:

1)            по коэффициенту использования отчуждаемых территорий. Эту величину получают путем деления общей площади, занятой стройгенпланом, на площадь территории, отчуждаемой для строительства постоянных зданий и сооружений;

2)            по стоимости внутриплощадочных перевозок основных строительных грузов;

3)            по стоимости инвентарных зданий и сооружений при условии надлежащего обслуживания строительных рабочих;

4)            по протяженности временных сетей канализации, водо- и энергоснабжения, дороги подъездов (табл. 1).

Таблица 1. Технико-экономические показатели стройгенплана

Показатели Единица измерения Величина показателя Примечания
Площадь строительной площадки м2   F
Площадь застройки проектируемого здания м2   Fп
Площадь застройки временными зданиями и сооружениями м2  
Протяженность временных:
— дорог
— водопровода
— канализации
— высоковольтной линии
— электросиловой линии
— осветительной линии
— ограждения
м   Ширина… м
Диаметр… м
Из керамических труб
Инвентарный забор
Коэффициент Кпв %   Кпв = Fв * 100/ Fп
Коэффициент к св %   Ксв —Сmвр *100/Стпост
Компактность стройгенплана:
К1
К2
%   К1 = Fп * 100 / F
K2 = Fв * 100 / F

Примечание:
Ствр
— стоимость временных зданий и сооружений;
Стпост— стоимость постоянных зданий и сооружений;
Кпв — коэффициент площади временных зданий и сооружений (удельный вес временных зданий в площади постоянных зданий);
Ксв — коэффициент стоимости временных зданий и сооружений (удельная стоимость временных зданий и сооружений в стоимости постоянных зданий и сооружений);
К1 — удельный вес постоянных зданий и сооружений в общей площади строительной площадки;
К2 — удельный вес временных зданий и сооружений в общей площади
строительной площадки.

Исходные данные для проектирования строительного генерального плана

На основании разработанного стройгенплана устанавливают объемы первоочередных подготовительных работ по строительству зданий и сооружений. Современное и качественное выполнение подготовительных работ в значительной степени отражается на продолжительности основного периода строительства.

Основными исходными данными для проектирования стройгенпланов служат:

Кроме того, при разработке стройгенплана объекта используют технологические карты на отдельные виды работ.

Основные этапы проектирования стройгенплана

Поэтапное проектирование строительного генерального плана заключается в выполнении графической части и расчетно-пояснительной записки. На рис. 1 представлены этапы проектирования строительного генерального плана.

Рис. 1. Логическая модель поэтапной разработки строительного генерального плана

Графическая часть выполняется в масштабе генерального плана (1:1000,1:2000, 1:5000) и включает: генплан площадки с нанесенными на нем объектами временного хозяйства; экспликацию основных постоянных и временных зданий, сооружений и установок; условные обозначения; технико-экономические показатели; фрагменты общеплощадочного СГП.

Экспликация временных зданий и сооружений должна включать все временные здания и сооружения, сведения об объеме каждого временного устройства, его габаритах в плане, конструктивной характеристики (тип, марка, краткое описание). При составлении строительного генерального плана следует использовать ГОСТ 21.204-2020. Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта.

Изображение всех временных сооружений следует показывать теми же условными обозначениями, что и существующие или проектируемые, но выделить жирной линией, штриховкой и т.п.

К строительному генеральному плану составляется пояснительная записка, содержащая:

Источник: Строительный генеральный план. Ефремов А. В. и др.

Exit mobile version