DWGФОРМАТ | ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Виды грузоподъемных механизмов и области применения в строительстве

При монтаже сборных конструкций могут быть применены различные виды грузоподъемных механизмов. Однако предпочтение отдают башенным и стреловым кранам. К самоходным стреловым кранам относятся автомобильные, пневмоколесные, на шасси автомобильного типа, гусеничном и тракторном ходу.

Автомобильные краны выпускаются грузоподъемностью до 25 т. По типу оборудования они могут быть с гуськом и без гуська, с башенно-стреловыми и с телескопическими стрелами. Автокраны могут быть задействованы при монтаже элементов небольшой массы на рассредоточенных мелких объектах, но главным образом используются при выполнении погрузочно-разгрузочных операций. Преимуществом этих типов кранов является их высокая мобильность и маневренность.

Пневмоколесные краны грузоподъемностью 12…250 т могут с успехом применятся при монтаже фундаментов, несущих конструкций малоэтажных зданий, заглубленных и подземных инженерных сооружений. Однако для их эффективной работы требуется подготавливать на объекте специальные полосы движения. Краны на автошасси грузоподъемностью до 1000 т, с высотой подъема крюка до 150 м являются наиболее популярным видом грузоподъемного оборудования.

Краны имеют гидравлический привод, телескопические стрелы, могут оборудоваться удлинителями, что позволяет монтировать элементы на вылете стрелы 85 м и более. Краны, кроме высокой мобильности и грузоподъемности, отличаются производительностью и удобством эксплуатации.

Гусеничные краны, по сравнению с другими, имеют самое малое удельное давление на грунт, обладают высокой проходимостью. Для увеличения вылета стрелы у гусеничных кранов широко применяются дополнительные устройства — гуськи и клювы со вспомогательным крюком, балочные стрелы и специальные жесткие и вильчатые оголовки. Преимуществом этих кранов является высокая проходимость и работа без выносных опор, недостатком — неудовлетворительная мобильность.

Стреловые железнодорожные краны применяют главным образом при выполнении монтажных и ремонтных работ при обслуживании действующих предприятий с разветвленными железнодорожными путями. Грузоподъемность кранов может достигать 30 т, вылет стрелы — 28 м. Краны способны передвигаться по рельсовому пути нормальной железнодорожной колеи.

Башенные краны в промышленном и гражданском строительстве применяются очень широко, что объясняется такими их привлекательными качествами, как простота и надежность в эксплуатации, хороший обзор крановщиком монтажной зоны, возможность обслуживания больших площадок. Башенные краны подразделяются на два вида: с поворотной и неповоротной платформой. К первому виду относятся краны грузоподъемностью до 20 т, противовес у которых располагается внизу. Ко второму — краны, у которых противовес располагается вверху. Они применяются при монтаже зданий повышенной этажности.

Кроме передвижных башенных кранов для монтажа высотных зданий могут применяться приставные краны, прикрепляемые к зданиям связями через 30 м, начиная с 40-метровой высоты. Связи переставляются по высоте в процессе строительства здания. Внизу краны крепятся к фундаментам.

Передвижные-приставные краны являются промежуточной группой. В начале строительства они передвигаются по крановым путям вдоль здания, а затем, при монтаже на высоте более 60 м, крепятся к зданию и работают в режиме приставных кранов, прикрепляясь внизу к подкрановым путям.

Одной из модификаций башенных кранов являются рельсово-стреловые краны. Эти краны предназначены, в основном, для монтажа конструкций при выполнении работ «нулевого» цикла, но могут быть использованы и при монтаже малоэтажных зданий. После их демонтажа на освободившиеся подкрановые пути могут быть установлены башенные передвижные краны.

Некоторые строительные фирмы для монтажа конструкций зданий малой и средней этажности стали использовать быстромонтируемые самоскладывающиеся башенные краны на автомобильных шасси, перемещаемые с объекта на объект своим ходом или в виде прицепа к автомобилю. Грузоподъемность таких кранов обычно составляет 3… 5 т, вылет стрелы 20…30 м, но некоторые краны снабжаются 50-метровой стрелой и имеют грузоподъемность 10… 12 т.

Козловые краны предназначены преимущественно для монтажа оборудования промышленных предприятий и сборных транспортных сооружений, но иногда используются при монтаже зданий из объемных блоков. Грузоподъемность таких кранов составляет 10…200 т, пролеты — 18…56 м, высота подъема груза — 10…42 м.
Остальные краны относятся к специальным и применяются в специфических условиях.

(*) Соколов Г. К. Технология строительного производства

Exit mobile version