DWGФОРМАТ | ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Выбор строительных кранов

При существующем многообразии типов и марок кранов довольно трудно выбрать схему работы и марку монтажного крана, наиболее приемлемого в конкретных условиях работы. Исходными данными для выбора являются размеры и объемно-планировочное решение здания, параметры и рабочее положение грузов, метод и технология монтажа, условия выполнения работ. При этом кроме базовых моделей кранов необходимо также рассматривать и их модификации с различными видами сменного оборудования.

При выборе кранов сначала подбирают их типы и марки, по техническим характеристикам отвечающим предъявленным требованиям, затем определяют наиболее экономически выгодный вариант.

По техническим параметрам башенные краны проще всего выбирать аналитическим способом (см. рисунок), определяя грузоподъемность Qк, высоту подъема стрелы Нс и вылет стрелы L при ширине здания В:

Qк ≥ qэ + qтп + qмп + qy;
Hc ≥ Нм + ho + hэ + hтп + hп;
L ≥ B + ƒ + ƒ’ + d + Rзг

где qэ — масса элемента;
qтп — масса такелажных приспособлений (стропы, траверсы);
qмп — масса монтажных приспособлений (подмости, стремянки);
qy — масса элементов усиления;
Нм — высота монтажного горизонта от уровня стоянки крана;
ho — высота подъема элемента над опорой, равная 1 м;
hэ — высота (толщина) монтируемого элемента;
hтп — высота (длина) такелажного приспособления;
hп — высота палиспаста, равная 2 м;
ƒ, ƒ’ — расстояния от осей до выступающих частей здания;
d — расстояние между выступающей частью здания и хвостовой частью крана при его повороте, принимаемое равным 1 м;
Rзг — радиус, описываемый хвостовой частью крана при его повороте (задний габарит), ориентировочно принимаемый равным 3,5 м для кранов грузоподъемностью до 5 т; 4,5 м — от 5 до 15 т; 5,5 м — более 15т.

Для стреловых кранов грузоподъемность и высоту подъема стрелы также находят по формулам, а вылет стрелы L и длину стрелы Lс проще определить графически (см. рисунок), для чего в выбранном масштабе нужно вычертить контуры монтируемого сооружения, оси расположения монтируемого элемента и стрелы крана. Последняя должна пройти через точки А на высоте Нс и Е на расстоянии 1,0 м от крайней точки контура по горизонтали и вертикали.

Выше уровня стоянки крана на 1,5 м проводят линию М— М до пересечения с осью стрелы, затем от этой точки откладывают по горизонтали 1,5 м (в зависимости от точки закрепления нижней части стрелы крана), определяющее расположение вертикальной оси вращения крана 0 — 0. Требуемые параметры крана определяются по чертежу в масштабе.

При выборе кранов с гуськом или с башенно-стреловым оборудованием по горизонтали на высоте Нс в масштабе откладывают длины гуськов 3… 10 м или маневровых стрел.

По определенным такими способами параметрам подбирают две-три марки монтажных кранов разных типов с различной конструкцией ходовых устройств, технические характеристики которых превышают определенные расчетами параметры.

Наиболее экономически выгодный вариант выбирают на основании подсчета стоимости аренды кранов, подобранных предыдущими расчетами.

Стоимость аренды крана:

Ац = Смч Тч + ΣЕ,

где Смч — стоимость 1 маш.-ч эксплуатации крана.

Время работы крана на объекте, ч,

Т = ΣQ/Пк,

где ΣQ — общая масса элементов, подлежащих монтажу; Пк — средняя часовая производительность крана.

Единовременные затраты

ΣЕ = Е1 + Е2 У+Е3 Дп,

где Е1 — стоимость перебазировки крана; Е2 — стоимость замены основной стрелы, установки дополнительного гуська или балочной стрелы; У — количество замен и установок; Е3 — стоимость устройства 1 м подкранового пути, полосы движения или фундамента под приставной кран; Дп — протяженность подкрановых путей, полос движения (для пневмоколесных кранов) или количество фундаментов.

Общая масса элементов Q подсчитывается по схеме здания. Учитывая определенную таким образом стоимость аренды, выбирается наиболее целесообразный вариант.

(*) Соколов Г. К. Технология строительного производства

Exit mobile version