А.С. Карпушкин. Известия ТулГУ. Технические науки. 2021. Вып. 10. УДК 621.833

На строительстве социальных объектов при финансировании с привлечением бюджетных средств, к сожалению, возникла такая практика, когда недобропорядочные проектировщики на конкурсных процедурах часто падают в цене в половину стоимости. Затем они готовят некачественную проектно-сметную документацию (далее – ПСД), сэкономив на главных специалистах и нормоконтроле, либо отдав все на субпроектирование, проходят государственную экспертизу и бросают заказчика с подрядчиком наедине строить, мотивированно отказавшись от ведения авторского надзора, оставшись при этом в прибыли. Казалось бы, конкуренция работает, бюджетные средства экономятся, однако возникает резонный вопрос: как при этом повысить качество проектирования?

При переходе на рыночные отношения с конкурентными способами определения подрядчика, участники отечественного строительства столкнулись с проблемами, вызванными системой проектирования, строительства, ценообразования, а также авторского надзора, которые изначально были разработаны на основе принципов плановой экономики. Кроме того, рыночные отношения подразумевают также и совершенно другой уровень рисков, которые на данный момент не учтены применяемыми механизмами.

Вопросы проектирования, строительства, ценообразования, применения типовых контрактов, а также внедрения технологии информационного моделирования (далее – ТИМ) рассматривались в работах Дикмана Л.Г. [1], Добышевой Т.В., Пуценко К.Н. [2], Шайдуровой Е.В., Петреневой О.В. [3], Варваренко В.Е. [4], Шеиной С., Цопы Н.В. [5].

Все авторы согласны с идеей включения в отечественную систему тех или иных эффективных зарубежных элементов проектирования и строительства. Однако каждый из данных элементов по отдельности не дает общего представления о системе проектирования и строительства в целом и по этой же причине при внедрении может не дать тех результатов, на которые все рассчитывают.

Цель и постановка задачи исследования. Целью данной статьи является пересмотр взаимоотношений между заказчиком, проектировщиком и подрядчиком, а также их основных функций в процессе всего цикла строительства. Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

  • изучение зарубежных систем проектирования и строительства;
  • выявление проблем несоответствия законодательства и стандартов РФ рыночным условиям;
  • сравнительный анализ отечественной и зарубежной систем с выявлением особенностей и принципиальных различий;
  • внесение предложений по совершенствованию отечественной системы проектирования и строительства.

Основной раздел. Авторский надзор, или сопровождение строительства проектировщиком. Авторский надзор, как основная функция проектировщика на этапе строительства с косвенным функционалом по согласованию изменений и отступлений от ПД и РД, а также его необязательность и возможность отказа от его проведения проектировщиком приводит к следующим проблемам:

  • падение качества проектирования в связи с окончанием работы проектировщика фактически после получения положительного заключения государственной экспертизы.
  • трудности привлечения проектировщика к исправлению ошибок ПСД. невозможность оперативного разъяснения проектировщиком вопросов к ПСД.
  • невозможность оперативного согласования изменений и отклонений от ПСД, что влечет остановку работ, либо продолжение работы подрядчиком на свой страх и риск с непредсказуемым результатом.

За рубежом существует множество вариантов управления строительством и соответственно договорных отношений [6], [1], а при различных вариантах оплаты, матрицы ответственности получается несколько десятков схем взаимодействий. Здесь будет рассматриваться наиболее распространенный традиционный способ – проектирование-конкурсстроительство (Design-Bid-Build – DBB). Данный вариант предполагает заключение контракта техническим заказчиком на проектирование с проектировщиком (Architect, Designer). Далее по готовой проектной документации проводится конкурс и выигравший подрядчик (Contractor) осуществляет строительство. В договорных отношениях технический заказчик выступает в первую очередь как проектировщик с названием инженер (Architect/Engineer – A/E).

Технический заказчик заключает контракт с организацией-проектировщиком, либо нанимает отдельных специалистов себе в команду, которая берет на себя функцию генпроектирования с прямыми контрактами с проектировщиками конструкций и сетей. Соответственно сопровождение строительства в данном случае является функцией технического заказчика через свою проектную группу. Сопровождение строительства проектировщиком входит в общий функционал технического заказчика и называется администрированием строительства (Construction Administration – CA) [6], или администрированием строительного контракта (Construction Contract Administration – CCA).

Кроме того, любая из сторон с целью выполнения условий контрактов может нанять не только субподрядчиков (Subcontractor) на определенные работы, но и организации для выполнения отдельных функций (Consultant).

Таким образом в системе проектирования США предусмотрено сопровождение строительства проектировщиком до ввода объекта в эксплуатацию, однако при этом существуют как базовые (Basic) функции проектировщика, так и дополнительные (Extra), за которые технический заказчик платит отдельно.

К функциям проектировщика кроме подготовки проектной документации также часто относятся:

  • разработка технических спецификаций;
  • подготовка ведомости объемов работ (часто объединена с техническими спецификациями);
  • рассмотрение запросов подрядчика по проектной документации и ответы на них; корректировка проектной документации;
  • рассмотрение и согласование предоставленной подрядчиком рабочей документации с утверждением «К производству работ», в том числе торговых наименований материалов в соответствии с техническими спецификациями;
  • согласование изменений и отклонений от проектной и рабочей документации; проверка откорректированной рабочей документации подрядчика и ее утверждение «Как построено»;
  • финальный выпуск откорректированной проектной документации.

Проектирование и разработка рабочей документации. Разработка проектировщиком и проектной и рабочей документации (далее – РД) при переходе на рыночные отношения и конкурентные способы определения подрядчика имеет ряд существенных недостатков:

  • отсутствие гибкости в реализации проектных решений при их уточнении по месту; нарушение принципов конкуренции через ограничение выбора подрядчика
  • оптимальных вариантов торговых наименований материалов и изделий в соответствии с заданными техническими характеристиками;
  • невозможность оперативного снятия всех вопросов подрядчика к РД;
  • сложность и длительность согласования изменений и отклонений от проектной документации (далее – ПД) и РД;
  • отсутствие возможности получения к концу строительства откорректированной РД в соответствии с фактически выполненными работами;
  • необходимость последующей детализации РД подрядчиком избыточным количеством исполнительных не геодезических схем;
  • в связи с отсутствием механизма и инструмента оперативного согласования изменений от РД возникают проблемы с фиксацией качества выполняемых работ с отклонениями в соответствующие даты.

Система проектирования в США и в европейском союзе представляет собой несколько больше стадий, чем в отечественной системе:

  1. Pre-Design (Concept) – предпроектная документация. (утверждения концепции объекта и обоснования инвестиций).
  2. Schematic design – эскизный проект (более детально разработанная стадия концепции).
  3. Design development. Более детально разработанная стадия проекта.
  4. Construction documents – аналог отечественной стадии проектной документации (проходит экспертизу и выставляется на конкурс).
  5. Shop Drawings, Detail design – аналог отечественных рабочих чертежей (разрабатывает подрядчик).
  6. Record Drawings – записанные чертежи в виде откорректированных проектировщиком Construction documents, а также откорректированных подрядчиком Shop Drawings в исполнительные чертежи (As-Built Drawings). Данная документация сдается в эксплуатацию.

После конкурса и заключения контракта, подрядчик на основе проектной документации и технических спецификаций разрабатывает свою часть документации – Shop Drawings. Она более детализирована для нужд строительства [1]. Данные чертежи готовятся подрядчиком по ходу строительства в соответствии с согласованным графиком, что дает больше времени на их проверку и согласование.

Главным плюсом данной системы является возможность начать работы при минимальном количестве детально-разработанных чертежей подрядчиком. Кроме того, при поэтапной разработке детализированной документации есть время на ее подготовку, а также проверку и устранение замечаний.

Для снятия вопросов при разработке РД (Shop Drawings) подрядчик обычно оформляет запросы на информацию (Request For Information – RFI) [1]. При помощи этих запросов подрядчик часто имеет возможность увеличить стоимость, за которые, в случае ошибок проектирования (стадии конкурсной документации) платит проектировщик. Ответы по RFI являются одной из наиболее трудоемких и затратных функций проектировщика на стадии строительства. Современные средства, в том числи ТИМ призваны максимально снизить ошибки на стадии проектирования, и тем самым исключить большинство вопросов подрядчика при разработке Shop Drawings. Возможно, за рубежом именно поэтому использование в работе средств ТИМ является экономически обоснованным в первую очередь для проектировщика.

Указание технических характеристик в ПД и торговых наименований в РД. Согласно ст. 33 44-ФЗ [7] правилами описания объекта закупки запрещается указывать торговые наименования в закупочной документации. Данное условие распространяется как на технические задания на закупку не монтируемого оборудования, так и на проектную документацию, являющейся составной частью закупочной документации. В проектной документации требуется указывать технические характеристики материалов и изделий. Это делается с целью выполнения требований законодательства о конкуренции.

Однако даже если проектировщик обезличит в спецификациях ПД и РД торговые наименования материалов и изделий, описав только тех. характеристики, или дописав фразу «либо эквивалент», эти наименования остаются в сметной документации, а также в прайслистах. Подрядчик, в свою очередь, по закону мог предложить замену всех материалов и изделий проекта с подачей второй части заявки на закупку, однако не имел физической возможности это сделать за 7-14 отведенных дней (с 01.07.2019 года подача формы 2 со второй частью заявки в 44-ФЗ упразднена).

В части не монтируемого оборудования, которое необходимо закупать отдельно от строительно-монтажных работ, с 2017 года в соответствии с ПП РФ № 145 [8] требуемые для описания объекта закупки технические характеристики необходимо выбирать из каталога товаров, работ и услуг (далее – КТРУ) с очень скудным объемом позиций для нужд строительства. Проектировщики же практически никогда не учитывают эти требования, а также многие другие, с которыми сталкивается тех. заказчик при составлении технических заданий. Среди них можно отметить соблюдение национального режима согласно ст. 14 44-ФЗ [7], ПП РФ № 616 [9], ПП РФ № 617 [10], а также требования реестра радиоэлектронной продукции согласно ПП РФ № 878 [11]. В результате оборудование, назначенное проектировщиком в ПСД, часто необходимо менять, повторно запрашивая коммерческие предложения для расчета НМЦК, снижая производительность специалистов и значительно увеличивая сроки подготовки закупочной документации.

Правилами Федеральных закупок США (Federal Acquisition Regulation – FAR) – аналога закона о закупках в США, также имеет требование о запрете указания торговых наименований в проекте (Construction Documents), однако реализуется совершенно другим способом. Описание технических характеристик обеспечивается проектировщиком в дополнении к ПД в составе конкурсной документации – технических спецификациях (Technical Specifications) [1]. Технические спецификации проектировщик разрабатывает помощи готовых шаблонов из справочников, разрабатываемых такими ассоциациями, как Институт строительных спецификаций (Construction Specifications Institute – CSI). Фактически технические спецификации представляют собой группу документов в виде технического задания, со сведенными в одном месте аналогами отечественных СНиПов, ГОСТов и технических условий. Подрядчик после заключения контракта подбирает конкретные марки материалов в соответствии с заданными техническими характеристиками и согласовывает их с заказчиком (проектировщиком) в разработанной им РД (Shop Drawings). При этом цена материалов на конкурс привязана в первую очередь к тех. характеристикам, а не к торговым наименованиям.

Таким образом, сохраняется принцип конкуренции, а также дается выбор подрядчику в способах производства работ и доставки материалов, которые удовлетворяют концепции строительства и качеству, и при этом являются наиболее экономичными для подрядчика.

Из вышеизложенного можно отметить гармонию между требованиями законодательства в части конкуренции, проектированием, и ответственностью по разработке РД подрядчиком.

Внесение изменений в ПД и РД. В отечественной системе ценообразования сметой не заложены средства на корректировку ПСД, а также повторное прохождение государственной экспертизы. На период строительства фактически отсутствует ответственное лицо, которое должно исправлять ошибки и корректировать ПСД. Процесс согласования изменений не урегулирован и не стандартизирован. Таким образом у заказчика связаны руки в данном вопросе, и он вынужден осуществлять любые корректировки за счет подрядчика, который в свою очередь всегда делает это со своим интересом, часто противоречащим законодательству.

На данный момент любое изменение в ПД и РД согласно п.7 статьи 95 44-ФЗ [7] возможно осуществить только при условии улучшения качественных, технических и функциональных характеристик предлагаемых к замене материалов, изделий или работ. Соответственно после заключения контракта и выдачи подрядчику РД, когда необходимость замены возникает (материал больше не производится, ошибка в проекте, или др.), возможность такой замены на аналоги запрещена.

Таким образом, норма, призванная защищать потребителя от недобросовестных действий участников строительства, фактически ограничивает возможности подрядчика по поиску оптимальных решений, нарушает конкуренцию между поставщиками, а также не соответствует требованиям ст. 33 44-ФЗ [7].

За рубежом в связи проектированием детальных чертежей подрядчиком на стадии их согласования с проектировщиком снимается большинство потенциальных изменений в процессе строительства, которые обычно происходят при отечественном проектировании, когда все стадии разрабатывает проектировщик.

При необходимости внесения изменений либо в стадию Construction Documents конкурсной документации, либо в уже утвержденные в производство работ Shop Drawings подрядчик направляет запрос (Request) или предложение (Proposal), по результатам которых ему направляется чертежи и ордера или директивы на изменения (Change Orders, Change Directives) [1].

В европейской системе согласно п.13.1 «Variations and Adjustments» типового контракта «Red book» FIDIC дана возможность подрядчику менять как стоимость контракта, так и сроки выполнения работ, произошедших из-за изменений проекта.

Участники строительства могут разработать более детальные формы и процедуры согласований изменений под собственные нужды. В любом случае изменения в процессе строительства – нормальная практика, под которую настроены условия договорных отношений, в том числе с проектировщиком. Соответственно проектировщик при необходимости вносит изменения в свою документацию (Construction Documents), а подрядчик по согласованию с проектировщиком – в свою (Shop Drawings).

Таким образом, и проект и цена в процессе строительства постоянно меняются, а проектировщик при этом занимает одну из главных ролей.

Финальная корректировка ПД и РД. В отечественной системе попросту отсутствует возможность выпуска финального изменения РД проектировщиком, в результате внимание заказчика направлено в другую сторону – подготовки подрядчиком избыточного количества исполнительных схем в составе исполнительной документации.

Далее проектировщик на основе всех согласованных изменений по запросам на информацию (RFI) и ордерам на изменения (Change Orders) корректирует ПД (Construction Documents). Откорректированная ПД называется записанными чертежами (Record Drawings). Подрядчик в свою очередь корректирует Shop Drawings. Т.е. каждый корректирует свою документацию и не возникает никаких правовых конфликтов.

Требования о предоставлении исполнительных чертежей (As-Built Drawings) [1] в США указывают в Правилах федеральных закупок в США – Federal Acquisition Regulation (FAR), в контрактах, а также прописывают в правилах строительства администраций городов, департаментов, во всевозможных руководствах (Handbook).

Для оптимизации процесса корректировки Shop Drawings в As-Built Drawings существует промежуточная процедура нанесения изменений – маркировка красными линиями (RED LINE MARK-UP).

В табл. 1 и 2 представлен функционал участников по этапам проектирования и строительства.

Таблица 1. Функционал проектировщика, заказчика, подрядчика и авторского надзора по этапам проектирования и внесения изменений в ПСД в РФ

В табл. 2 представлен функционал участников по этапам проектирования и строительства в США.

Проектирование и технологии информационного моделирования. С внедрением технологий информационного моделирования (далее – ТИМ) разработаны уровни детализации (Level of Detail – LOD), которые позволяют с высокой степенью ясности определять и формулировать содержание модели на различных этапах. В табл. 1 представлен сравнительный анализ стадий проектирования РФ и США.

Таблица 2. Функционал проектировщика/заказчика и подрядчика по этапам проектирования и внесения изменений в проект в США
Таблица 3. Стадии проектирования и уровни детализации документации в США в сравнении с РФ

Исходя из данных таблицы, уровень разработки строительной модели соответствует стадии РД, что подтверждается данными согласно Приказу Минстроя России № 854/пр [15].

Таким образом, если западная концепция разработки информационной модели является гармоничным продолжением их системы проектирования, то отечественная концепция проектирования имеет явные коллизии с уровнями проработки ЦИМ и ответственностью по ее разработке с соответствующей оплатой.

В данном случае сложно недооценить зарубежный функционал и работу проектировщика на стадии строительства. Также необходимо отметить, что активно внедряемые ТИМ смогут нормально работать только при переходе на соответствующую модель проектирования.

Выводы. На сегодняшний день в отечественном строительстве основная функция строительного контроля проектировщика через авторский надзор не востребована и задваивается со строительным контролем технического заказчика и подрядчика.

Вместе с тем, активное участие проектировщика на стадии строительства, а также в разработке закупочной документации позволит:

  • повысить ответственность проектировщиков за результат работы; повысить качество проектирования без внедрения цифровизации;
  • повысить качество разработки закупочной документации, в том числе сметы контракта;
  • снять большинство вопросов подрядчика к ПСД в процессе строительства через систему запросов на информацию (RFI);
  • обеспечить подтверждение назначенных подрядчиком в РД торговых наименований материалов и изделий соответствию заданным тех. характеристикам, а также подтверждение ее соответствие ПД (через утверждение РД «К производству работ»);
  • обеспечить оперативное согласование изменений и отклонений от ПД и РД; обеспечить развитие местных проектных организаций и отдельных специалистов-
  • проектировщиков через конкурентное преимущество локации.

При этом, разработка РД подрядчиком, выполняющим СМР позволит:

  • реализовывать и уточнять проектные решения с учетом выявляемых особенностей по месту;
  • обеспечить гибкость в разработке РД через разработку ПД в рамках ПП № 87; 
  • обеспечить соблюдение принципов конкуренции 44-ФЗ через согласование техническим заказчиком торговых наименований материалов в РД по качественным техническим характеристикам, указанным в ПД;
  • исключить большинство потенциальных изменений и отклонений в процессе строительства, лишающих его ритмичности;
  • гармонично встроить ТИМ в систему проектирования (детализацию строительной модели уровня LOD 400 и исполнительной модели уровня LOD 500 предполагается также разрабатывать подрядчиком);
  • оперативно корректировать РД в соответствии с согласованиями технического заказчика и проектировщика;
  • обеспечить передачу в эксплуатацию откорректированной РД (As-built);
  • избавиться от необходимости разработки подрядчиком избыточного объема исполнительных схем в составе исполнительной документации;
  • увеличить спрос на специалистов-проектировщиков со стороны подрядных организаций.

Для исключения коллизий законодательства требуется внесение изменений в п.7 ст. 95 44-ФЗ в части возможности замены предусмотренных проектом материалов и изделий на аналоги (с соответствующими техническими характеристиками) после подписания контракта, что позволит обеспечить принципы конкуренции, а также даст необходимую ритмичность строительству.

Кроме того, необходимо развитие КТРУ, который действует с 2017 г. в виде системы ограничений на стадии закупок, в аналог каталогов и справочников для помощи проектировщикам и заказчикам готовыми шаблонами в описании объекта закупок на более ранней стадии проектирования и подготовки конкурсной документации.

Все это кратно повысит качество проектирования даже без внедрения цифровизации и ТИМ, так как проектировщик знает, что вся его сверхприбыль на экономии специалистов просто растает от штрафов и пеней в результате запросов на информацию от подрядчика.

Список литературы

1.Дикман Л.Г. Организация строительного производства. Учебник для строительных вузов. М.: Издательство Ассоциация строительных вузов, 2006. 608 с.

2. Добышева Т.В., Пуценко К.Н. Сравнительный анализ систем ценообразования России, Великобритании и США. [Электронный ресурс] URL: https:// www. elibrary. ru/item.asp?id=20214271 (дата обращения: 30.10.2021).

3. Шайдурова Е.В., Петренева О.В. Сравнение систем ценообразования в строительстве в России, Европе, США и Китае [Электронный ресурс] URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=34954813 (дата обращения: 30.10.2021).

4. Варваренко В.Е. Правовое регулирование управления изменениями в международном инвестиционно-строительном проекте: сравнительно-правовой анализ типовых договоров FIDIC и российского права строительства. [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29711 (дата обращения: 30.10.2021).

5. Sheina S., Tsopa N. Formation the construction cost for residential buildings at the design stages // Advansed in intelligent systems and computing том 983, 2019. P. 224-235. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41630406 (дата обращения: 30.10.2021).

6. Fisk E.R., Reynolds W.D. Construction project administration / 9th ed. Pearson Education, Inc., publishing as Prentice Hall, One Lake Street, Upper Saddle River, New Jersey. 2010.

7. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624 (дата обращения: 30.10.2021).

8. Постановление правительства РФ от 8 февраля 2017 года № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/71606930 (дата обращения: 30.10.2021).

9. Постановление правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства». [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/564814269 (дата обращения: 30.10.2021).

10. Постановление правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo. gov.ru/ Document/ View/0001202005010008 (дата обращения: 30.10.2021).

11. Постановление правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: https://base. garant. ru/ 72301838 (дата обращения: 30.10.2021).

12. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/902087949 (дата обращения: 30.10.2021).

13. СП 301.1325800.2017. «Информационное моделирование в строительстве. Правила организации работ производственно-техническими отделами». [Электронный ресурс] URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/15631 (дата обращения: 30.10.2021).

14. СП 333.1325800.2020. Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла. [Электронный ресурс] URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/120028 (дата обращения: 30.10.2021).

15. Приказ Минстроя РФ от 24.12.2020 № 854/пр. «Об утверждении Методики определения стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели». [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/ document/573731271 (дата обращения: 30.10.2021).

Сведения об авторе

Карпушкин Александр Сергеевич, магистрант, karpooshkin@yandex.ru, Россия, Республика Крым, Академия строительства и архитектуры (структурное подразделение), ФГАОУ ВО КФУ им. В.И.Вернадского

Ссылка на оригинал статьи