При доставке сборных конструкций и элементов нужно соблюдать следующие требования:

  • исключить возможность повреждения элементов;
  • не перевозить элементы прочностью менее 70% проектной прочности;
  • соблюдать установленные габариты по высоте и длине.

Основной вид горизонтального транспорта при перевозке сборных элементов — автомобильный. Обычно перевозят:

  • элементы длиной до 6 м — на бортовых автомобилях грузоподъемностью 5… 12 т;
  • элементы длиной до 12 м — на автомобилях с прицепом грузоподъемностью 7,5…25 т;
  • элементы длиной до 20 м — на автомобилях с прицепом грузоподъемностью 9… 18 т;
  • объемные блоки — на трейлерах грузоподъемностью до 40 т;
  • стеновые панели, фермы, балки, плиты — на спецмашинах (панеле-, фермо-, плитовозы) грузоподъемностью до 35 т.

В горизонтальном положении транспортируются: колонны, балки, плиты перекрытий, лестничные марши и площадки. В вертикальном или слегка наклонном положении перевозятся фермы и балки покрытия, стеновые панели и перегородки.

Деревянные конструкции, ввиду их малой жесткости, часто транспортируются в разобранном виде — пакетами. Металлические конструкции обычно перевозят в виде отдельных отправочных марок, что связанно с их преимущественно централизованным изготовлением.

Обязательным условием транспортирования является соблюдение установленных дорожных габаритов. Без специального разрешения можно перевозить конструкции, если высотный габарит груженого транспортного средства не превышает 3,8 м, ширина — 2,5 м и свесы — 2 м. Длина автопоезда не должна превышать 20 м при наличии одного прицепа и 24 м — при двух и более прицепах.

Разгрузка сборных элементов производится складским краном или основным монтажным. При большом объеме разгрузочных работ такие операции предпочтительнее осуществлять складскими кранами (автомобильным или пневмоколесными), не отвлекая монтажный кран от основных работ.

Складирование сборных элементов может осуществляться на промежуточной площадке, под навесом, на приобъектном складе или непосредственно у места установки. Железобетонные элементы в своем большинстве не требуют закрытого складского хранения, не боятся атмосферных осадков. Поэтому их обычно складируют на открытых, освещенных, спланированных с учетом стока воды и посыпанных (во избежание грязи) галькой или щебнем приобъектных складах в зоне действия монтажного крана по принципу: тяжелые элементы — ближе к местам подачи, легкие — дальше.

Положение при складировании элементов — близкое к проектному. Проходы устанавливаются шириной не менее 0,7 м: поперечные — через два ряда, продольные — через 25 м. Порядок складирования основных сборных элементов показан на рисунке ниже.

Металлические элементы чаще всего доставляются на промежуточные склады для укрупнительной сборки. Склады оборудуют специальными стеллажами или стендами.

Опыт ведущих строительных фирм показывает, что объемы строительных материалов, подлежащих складированию, необходимо сокращать до минимума за счет контейнеризации, увеличения степени их заводской готовности и установки «с колес».

Запас необходимых сборных конструкций должен быть достаточным для обеспечения бесперебойного выполнения монтажных работ. В зависимости от организации работ он может колебаться от нуля до полного объема, необходимого для строительства.

(*) Соколов Г. К. Технология строительного производства