DWGФОРМАТ | ПРОЕКТИРОВАНИЕ

О технологии строповки строительных конструкций

Строповка, операция по прикреплению конструкции к крюку грузоподъемного устройства, должна выполняться рабочими, прошедшими специальную подготовку и имеющими удостоверение такелажников. Для строповки и подъема строительных конструкций используются грузозахватные приспособления в виде стропов, траверс и захватов.

Требования к грузозахватным приспособлениям:
• надежность захвата, исключающая возможность падения груза; удобство и простота в эксплуатации, универсальность;
• обеспечение минимальных усилий в поднимаемых элементах;
• обеспечение во время подъема положения монтируемой конструкции, близкое к проектному.

Такелажная оснастка должна быть испытана пробной нагрузкой, вдвое превышающей ее паспортную грузоподъемность, и оборудоваться специальными бирками, указывающими на подъем какого груза по массе рассчитана оснастка и дату ее испытания.

Стропы (рис. 1) могут быть жесткими и гибкими, изготавливаемыми из отдельных кусков канатов или цепей. Распространены гибкие стропы, изготовленные из стальных шестипрядевых канатов: одноветвевые — простейшие, универсальные и облегченные; многоветвевые.

Простейший строп — кусок каната, которым поднимаемый груз обвязывают и закрепляют к крюку грузоподъемного механизма. Такие стропы применяют при подъеме тяжелых грузов, если одной или двух нитей каната недостаточно.

Универсальный строп — петля с зажимом или сплеткой не менее чем на 4d (диаметров каната). Такие стропы широко применяют при монтаже, однако они имеют недостаток: такелажнику приходится подниматься к узлу крепления стропа для расстроповки.

Облегченный строп представляет собой кусок каната, на концах которого крепятся крюки, карабины или петли. Несмотря на то? что изготовить облегченные стропы сложней, чем универсальные, в строительстве они применяются чаще. Облегченные стропы обычно применяют и для строповки грузов в обхват.

Многоветвевые стропы — основной вид стропов в строительстве. Они могут быть двух-, четырех- и шестиветвевыми. Наиболее популярным является четырехветвевой строп типа «Паук».

Чтобы использовать четырехветвевой строп для подъема конструкции в наклонном положении, две ветви стропа наращивают облегченными стропами или используют специально подобранные тяги-удлинители. При строповке длинномерных конструкций, поднимаемых в горизонтальном положении, к ним прикрепляют не менее двух оттяжек, которые помогают монтажникам удерживать конструкцию от раскачивания.

При определении усилия S в ветвях стропа и подборе диаметра каната для стропа учитывают массу поднимаемого груза Р, число фактически работающих ветвей n, а также угол наклона ветвей к вертикали α (рис. 1, к):

S = Р / (0,75 n соsα),
где 0,75 — коэффициент, учитывающий неравномерность натяжения ветвей.

При подборе каната для стропа учитывают коэффициент запаса Кз, величина которого находится в пределах 6…8.

Назначение слишком больших углов наклона ветвей стропов к горизонту ведет к потере полезной высоты подъема крюка монтажного механизма (рис. 1, л—о), а слишком малых — к появлению больших расчетных усилий в ветвях и монтируемых элементах. Поэтому при подъеме конструкций обычно принимают углы наклона ветвей к горизонту в рабочем положении от 45 до 60°. Реже эти углы доводят до 30°, под еще меньшим углом ветви стропов располагать нельзя.

При подъеме большеразмерных элементов в них могут возникать значительные сжимающие усилия, поэтому наряду со стропами в строительстве находят применения такие такелажные устройства, как траверсы и захваты.

Траверсы (рис. 2, а-е) представляют собой балки из металлического профиля (чаще двутаврового) или треугольные сварные фермы, на концах нижних поясов которых установлены захватные устройства. Для подъема колонн применяют траверсы длиной 1,0… 1,5 м, при монтаже ферм и других крупноразмерных элементов — траверсы длиной 4… 12 м. Траверсы большего размера используются редко, поэтому их изготавливают по специальным чертежам. Ветви стропов траверс обычно находятся в положении, близком к вертикальному, и перебрасываются через блоки, что обеспечивает равномерную передачу нагрузки на точки захвата. Расчет траверс ведут по методике расчета ферм, а их подбор — по каталогу унифицированных такелажных устройств.

Захваты (рис. 2, ж, з, и) — элементы строповочных устройств, служащие для непосредственного зацепления монтируемых элементов. По конструкции их можно подразделить на механические, электромагнитные и вакуумные. В строительстве распространены механические захваты, действующие по методу зацепления или фрикционного зажима.

Одноветвевые стропы сами являются захватами. С их помощью можно осуществить беспетлевую строповку путем обхвата элемента или использования его выступающих опорных частей.

Многоветвевые стропы оборудуются захватами в виде крюков и карабинов (см. рис. 1). Для предохранения от самопроизвольной расстроповки на крюки стропов устанавливают предохранительные скобы.

В большинстве случаев сборные железобетонные конструкции стропят за монтажные петли. При беспетельной строповке рекомендуется применять специальные и опорные захваты. К таким захватам относятся: вилочный, рамочный, фрикционный, штыревой, клещевой, клиновой и цанговый (см. рис. 2, в-и).

Вилочный захват служит для подъема плоских горизонтальных конструкций — плит перекрытия, профилированного настила, лестничных маршей; рамочный используют для подъема колонн с консолями; фрикционный — при подъеме гладких колонн, не имеющих выступов и вутов; штыревой — для подъема конструкций, в которых предусмотрены монтажные или другие отверстия; клещевой — для подъема двутавровых железобетонных конструкций, а также профилированных металлоконструкций.

Клиновой и цанговый захваты применяются в тех случаях, когда в конструкции оставляется отверстие или гнездо.

Расстроповка конструкций часто является довольно сложной и ответственной операцией, особенно если осуществляется на высоте и для ее выполнения рабочий должен находиться на подмостях или смонтированной ранее конструкции. С одной стороны, такая операция представляет опасность для монтажника, с другой — снижает его производительность труда и удлиняет крановые операции. Поэтому при расстроповке конструкций желательно использовать средства дистанционного управления операцией, находясь на земле или в кабине крана.

Электромагнитные захваты применяют при монтаже металлических конструкций, вакуумные — при подъеме тонкостенных конструкций сравнительно небольшой массы. Широкого распространения такие виды захватов не имеют.

(*) Соколов Г. К. Технология строительного производства

Exit mobile version