Главной задачей технологического проектирования морского порта (морского терминала) является разработка оптимального решения компоновки порта (морского терминала), отвечающего требованиям безопасности приема и обработки современных и перспективных судов, прогрессивным технологиям перевалки грузов, безопасным условиям складирования грузов, сохранности грузов и перегрузочного оборудования, а также требованиям охраны окружающей среды и охраны труда.
Совершенствование проектирования и строительства современных высокопроизводительных специализированных терминалов осуществляется в направлении использования закрытых технологий и машин непрерывного действия.
В настоящее время перевалка аммиачной селитры осуществляется, в основном, на универсальных причалах с крановыми схемами механизации, что существенно снижает интенсивность перевалки груза, увеличивает время обработки судов, технология перевалки не отвечает современным требованиям.
Кроме того, транспортные характеристики и физико-химические свойства аммиачной селитры, ее специфические особенности требуют особых подходов к проектированию элементов специализированного терминала, в частности, складов, конструкции покрытий территории терминала и складов, инженерных сетей, требований к электрооборудованию, пожаровзрывобезопасности объектов терминала.
Особое внимание в последнее время уделяется нормам единовременного хранения аммиачной селитры. Нормативные требования, относящиеся к хранению аммиачной селитры и содержащиеся в нормативно-технических источниках, отрывочны и представляются недостаточно обоснованными.
ФГБУ ВНИИПО МЧС России были проведены исследования по обоснованию норм хранения аммиачной селитры и унификации требований пожарной безопасности. На основании исследований предложены изменения к СП 4.11330 «Система противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным решениям», касающиеся требований хранения аммиачной селитры, в частности, нормам единовременного хранения до 25 000 т.
На основании выполненных расчетно-аналитических исследований, а также установленных Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ норм хранения аммиачной селитры предложено изменение п. 6.3.12 упомянутого СП о том, что «между противопожарными стенами 1-го типа допускается хранение не более 25000 т аммиачной селитры и ее производных насыпью.
В соответствии с ГОСТ 2-2013 “Селитра аммиачная. Технические условия” при отгрузке аммиачной селитры на экспорт размер партии груза не ограничен. Также в соответствии с международными нормами при морских перевозках аммиачной селитры для судов не предусмотрены ограничения по грузовместимости.
Использование современных технологий и высокие качественные показатели выпускаемой в настоящее время аммиачной селитры, а также соблюдение всех мер пожарной и взрывобезопасности позволят минимизировать вероятность взрыва в современных складах селитры и обеспечивать безопасность работы морских терминалов по перевалке опасного груза.
Все эти обстоятельства подтверждают актуальность разработки изменений к своду правил «Нормы технологического проектирования морских портов” в части включения в него норм технологического проектирования морских терминалов, специализированных для перевалки, транспортирования и накопления судовых партий аммиачной селитры (и ее производных) на складах терминала.
Исходя из этого, в разделе «Терминалы, специализированные для навалочных и насыпных грузов» свода правил появится новый подраздел «Терминалы, специализированные для аммиачной селитры и ее производных».