Капушкин А. С. Совершенствование формы и порядка ведения общего журнала работ в условиях цифровизации строительной отрасли. Строительное производство № 2’2022 // УДК 69.05 // DOI: 10.54950/26585340_2022_2_6

Введение

В связи с переходом РФ на рыночные отношения изменилась вся система в структуре взаимоотношений между участниками строительства. В течение двух десятков лет происходили изменения в законодательстве, системы стандартизации, а также активно заимствовались зарубежные принципы, системы и их отдельные элементы.

Но несмотря на внедрение таких нововведений, как системы менеджмента качества, саморегулирование, использование всевозможных программ, обеспечивающих автоматизацию заполнения документации, на объектах все чаще отмечаются проблемы с ведением учета, отчетности, контролем, а также с предъявлением исполнительной документации в органы государственного строительного надзора (далее — ГСН) и сдачей ее в эксплуатацию.

Соответственно, поиск причин указанных проблем, а также путей их решений на сегодняшний день является одной из труднейших и актуальных задач. А помочь нам в этом может изучение отечественной системы через призму передового зарубежного опыта.

Материалы и методы

Изучением системы строительства в США занимался Дикман Л. Г. [1]. В своей работе автор достаточно подробно описал формы документации, в том числе ведения основных сведений (записей) строительства. За рубежом вопросом цифровизации ежедневных записей строительства занимались Ronie Navon и Issam Haskaya [2], а также Alan D. Russel [3]. В своей работе авторы предлагали инструмент сбора ежедневных записей, а также отмечали, что слабым звеном детального мониторинга и контроля процесса строительства является ручной сбор данных, который требует много времени и трудоемкости, а кроме того, представляется дорогим и подвержен ошибкам.

Также вопрос интеграции основных сведений с цифровыми базами данных изучался Кабановым В. Н. [4]. Автором предложено планирование в информационной модели через заполнение раздела 3 общего журнала работ до начала строительства и на весь период в соответствии с утвержденным календарным планом на основе единичных расценок локальных сметных расчетов (далее — ЛСР).

История развития формы общего журнала работ, порядка заполнения, а также проблематика его ведения и сдачи в эксплуатацию в составе исполнительной документации изучены автором в работе [5]. Однако без глубокого и всестороннего сравнительного анализа двух разных систем, а также их отдельных элементов невозможно выделить основные преимущества и недостатки между отечественным и зарубежными подходами, в том числе в части интеграции записей с цифровыми базами данных. Вместе с тем, рассмотрение вопроса в контексте ценообразования, контрактации, учета и расчетов позволит взглянуть на проблему системно и наметить пути совершенствования требований законодательства в данной сфере.

При сборе теоретических и практических данных использовались методы наблюдения, изучения литературы, документов и результатов, изучения и обобщения практического опыта. В ходе проведения анализа теоретических и практических данных использовались методы абстрагирования, синтеза, аналогий, конкретизации, обобщения, индукции и дедукции. При проведении поиска причин возможных проблем использовались исторический метод и метод постановки проблем. При проведении анализа отечественных и зарубежных подходов использовались методы сравнения и логических заключений.

Результаты исследования

Рассмотрим зарубежные примеры ведения основных записей строительства, за основу которых взяты европейская и североамериканская практики. При этом зарубежную систему нельзя назвать единой, а представленный подход целесообразнее рассматривать как общепринятый.

За рубежом не предусмотрен жестко регламентированный единый документ, но контрактами подряда индивидуально для каждого объекта строительства предусматриваются отчетные формы с записями основных производственных событий строительства, которые целесообразно сравнивать с разделом 3 общего журнала работ по форме РД-11-05-2007 [6]. С этой целью используется два типа схожих документов — дневник и отчет. В зависимости от масштабов строительства, данный документ может быть как конечным от одного производителя работ (Supervisor), так и промежуточным от нескольких производителей работ или субподрядчиков (Sub-contractor) с последующим сводом в другом документе подрядчика (Main-contractor, Contractor) для передачи своему заказчику (с кем заключен договор [1, с. 159-164]). Технический заказчик (Architect / Engineer — А/Е) в свою очередь получает отчеты как от подрядчика, так и от своих менеджеров по качеству (QA/QC Manager) и направляет свой или перенаправляет отчет подрядчика чаще всего на еженедельной или ежемесячной основе собственнику или инвестору (Owner, Employer). То есть данный документ в сравнении с единым общим журналом работ можно охарактеризовать как децентрализованный.

Таким образом, представители контроля качества заказчика на площадке также ведут учет и предоставляют аналогичные отчеты с целью диверсификации информации. Собственно, это и является отличительной особенностью от отечественного общего журнала работ, который является единственным и основным документом для всех участников строительства и контролирующих органов, в том числе и в судебных разбирательствах. То есть собственнику, по сути, не интересен отчет подрядчика, он больше доверяет техническому заказчику, контролирующему работы. Соответственно, риски утери или порчи такого документа здесь сведены к минимуму. Отчеты составляются, главным образом, с привязкой к договору.

Название документа может быть различным, в зависимости от его принадлежности к определенному участнику строительства или ответственному лицу, его заполняющему: Daily Diary (ежедневник), Site Diary (дневник площадки), Construction Log (строительный регистр), Daily Construction Report (ежедневный строительный отчет), Daily Site Report — DSR (ежедневный отчет с площадки), Site Journal (журнал площадки), Company Log (журнал организации), Construction Report (строительный отчет), General Contractor Daily Log (регистр генерального подрядчика), Inspector Daily Report (ежедневный отчет инспектора). Система отчетности и форм достаточно разнообразна и зависит от договорных отношений, структуры управления и особенностей работы отделов и служб каждой организации-участника. Далее, с целью упрощения, документ, ведущийся для внутреннего учета, будет называться Дневником, а документ для заказчика (с кем заключен договор) — Отчетом.

На рисунке 1 представлена приблизительная схема консолидации и движения ежедневных, еженедельных и ежемесячных основных записей строительства за рубежом.

Рис. 1. Приблизительная схема консолидации и движения основных записей хода работ за рубежом
Рис. 1. Приблизительная схема консолидации и движения основных записей хода работ за рубежом

Если ведение Дневника не регулируется, так как он ведется для внутреннего учета и является основой для отчетности заказчику, то обязанность по предоставлению Отчета прописывается в контракте подряда. Отчет входит в блок документации под общим названием «Отчеты хода работ» (Progress Reports), а требование об их предоставлении указаны в Правилах федеральных закупок в США (Fédéral Acquisition Régulation — FAR). Аналогичные требования указаны в типовых контрактах, разработанных Американским институтом инженеров (American Institute of Architects — AIA), Комитетом по совместной контрактной документации инженеров (Engineers Joint Contract Documents Committee -EJCDC) и Международной федерацией инженеров-консультантов (International Fédération of Consulting Engineers — FIDIC). Также данные организации и ассоциации выпускают всевозможные руководства и справочники по исполнению требований контрактов и законодательства с приведением примеров форм отчетов и других документов. Роль и место зарубежного аналога общего журнала работ в общей системе документирования контроля качества изучены в работе [7].

Однако форма Отчета и даже его состав государством не регулируются. Согласно п. 9.15.1 Construction Contract Administration Practice Guide [8]: «Руководитель проекта подрядчика, или суперинтендант, готовит ежедневный отчет, в котором фиксируются важные события, происходящие на площадке проекта. Отчеты должны быть объективными, фактическими и полными. В дополнение к информации, обычно включаемой в Отчеты о полевых наблюдениях технического заказчика и ежедневный журнал или журнал представителя проекта, ежедневный отчет подрядчика должен включать:

  • название и местоположение проекта,
  • номер проекта подрядчика,
  • присутствующий персонал проекта,
  • дату,
  • погодные и температурные колебания в течение дня,
  • список субподрядчиков, работающих на объекте (включая численность техники и количество отработанных часов),
  • пересмотр, корректировку и изменение графика проекта,
  • испытания (запланированное / выполненное),
  • проектные поставки,
  • проведение совещаний по вопросам безопасности и инспекций безопасности.

Отчеты должны готовиться ежедневно, включая выходные и праздничные дни. Отчеты описывают строительные работы и элементы прогресса, которые могут повлиять на график или стоимость строительства.

Договорные документы могут потребовать от подрядчика направления копий документов подрядчика. Ежедневные отчеты должны поступать техническому заказчику, а технический заказчик должен переслать отчеты владельцу».

Также Fisk Е. R. и Reynolds W. D. в своей работе [9, с. 59] отмечали: «Кто должен вести дневники и отчеты? Строительный дневник должен вести каждый человек, участвующий в проекте. Ежедневный отчет о строительстве готовит и отправляет Резидент — Представитель проекта, используя ежедневный отчет инспектора о ходе работ. Эти промежуточные отчеты инспекторов, в случае необходимости, служат также проверкой хода работ подрядчика при рассмотрении запроса подрядчика на частичную оплату».

На рисунке 2 показан пример ведения Дневника в Германии, представленного в сборнике под редакцией Нестле X. [10, с. 259-260].

Рис. 2. Пример формы Дневника
Рис. 2. Пример формы Дневника

Дневник и Отчет представляют собой, как правило, форму на одной-двух страницах с четко разграфленными полями под различные данные, куда достаточно просто и понятно вписывается требуемая информация за прошедший день (смену). Часто, как в форме чек-листа, во многих графах достаточно проставить отметки либо цифры напротив необходимого варианта ответа. Несмотря на сложность полей формы, исполнители привыкают к постоянным местам размещения текста, что увеличивает скорость заполнения, унификацию вносимых данных, а также облегчает восприятие информации любому проверяющему, в том числе с целью сбора данных для отслеживания графика выполнения работ.

Также на крупных объектах некоторые графы разукрупняются в отдельные отчеты (Reports) по направлениям — поставка материалов, замечания инспекторов и пр., а в основном Отчете лишь делается ссылка на них. Бывают также формы с указанием плана работ на следующий день, а также дополнительный лист для эскизов, т. е. предусмотрены инструмент фиксации события схемой или уточнение решений. Также могут быть требования к обязательному приложению к отчету фотоматериалов. В общем, любой из заказчиков может разработать свою форму, заточенную под конкретный объект и его индивидуальные условия, использовать предложенную подрядчиком либо предлагаемую всевозможными руководствами, разрабатываемыми ассоциациями заказчиков и подрядчиков [11, с. 323-326].

На рисунке 3 представлен пример формы ежедневного Отчета.

Рис. 3. Пример формы ежедневного Отчета
Рис. 3. Пример формы ежедневного Отчета

Главным отличием между отечественным и зарубежным документом является, в первую очередь, то, что Дневник и Отчет являются текущей документацией и не входят в состав приемо-сдаточной. Кроме того, в них, кроме замечаний, не регистрируются ответственные лица, документы, подтверждающие качество, а также не делается записей о производственном контроле подрядчика и технического заказчика, как это делается в разделах 1, 2, 4,5, 6 общего журнала работ.

Фиксация участников и документов о качестве производится в отдельных регистрах в виде электронных таблиц (LOG), а далее эти регистры могут передаваться в виде отчетов. Специальные журналы в бумажном виде практически не используются, а их функции выполняют отдельные документы в виде отчетов (Reports), инспекционных запросов (IR) и в формах контроля качества (QVD, QCF, Report, Check-list). Замечания и предписания выдаются отдельными документами в виде отчетов, замечаний, предписаний (Comments, Notice, Orders,) и ведомостей недоделок (Punch-list).

Документ ранее выполнялся также в виде сброшюрованного и прошнурованного журнала, однако на сегодняшний день существует множество программ мобильных версий Дневника и Отчета. Производитель работ или инспектор со смартфона или планшета ведет записи в соответствующих графах, а программа формирует Отчет, который можно потом, при необходимости, распечатать.

Произведем анализ функций и состава общего журнала работ и зарубежного Отчета в таблице 1.

табл. 1. Анализ функций и состава записей отечественной формы в сравнении с зарубежными аналогами
табл. 1. Анализ функций и состава записей отечественной формы в сравнении с зарубежными аналогами

Исходя из проведенного анализа, можно отметить, что зарубежный Отчет ограничен основными записями о ежедневном производстве работ, однако можно отметить более развернутое описание событий в сравнении с разделом 3 общего журнала работ.

Несмотря на то, что состав требований по указаниям к ведению 3-го раздела общего журнала работ и Отчета в половине случаев совпадает, их записи могут сильно отличаться. К примеру, в Отчете есть место под записи метеорологических условий два или даже три раза за сутки, в то же время в общем журнале производитель работ сделает запись, как ему удобно или как он это делал на другом объекте, часто раз в день или вовсе не указав.

Таким образом, важные для технологии производства работ условия могут попросту иметь недостаточное описание и, соответственно, такой же контроль необходимых мер. Также имеется возможность масштабирования данных с их укрупнением — от ежедневных к еженедельным и далее — к ежемесячным отчетам.

Выделим принципиальные отличия отечественной формы общего журнала работ и примера зарубежного аналога в таблице 2.

Табл. 2. Сравнительный анализ характера и принципов ведения общего журнала работ и зарубежных аналогов
Табл. 2. Сравнительный анализ характера и принципов ведения общего журнала работ и зарубежных аналогов

Обсуждение

Сам документ играет важную роль в процессе строительства, однако после сдачи-приемки объекта он может понадобиться только для расследований несчастных случаев и судебных разбирательств в качестве документального доказательства. И при таких разбирательствах каждый из участников в свою защиту предоставляет свои Дневники и Отчеты, поэтому все заинтересованы, в первую очередь, в должном хранении документов, потому как если ты не предоставишь свое доказательство, оппонент будет иметь преимущество в виде своего документа.

Кроме того, зарубежным формам и требованиям к их ведению присуща общая гибкость, которая позволяет подстраивать отчетность под конкретные условия объекта. В то же время в отечественной системе исполнительной документации необходимо отметить излишнее дублирование информации в журналах и в отдельных формах (предписания, акты и пр.), образующих сложную структуру взаимосвязанных документов.

Необходимо отметить, что за рубежом также существуют проблемы с ведением основного документа строительства. Дневник также часто ведется с отставаниями, не всеми производителями работ, с ошибками и без достаточной точности записей. Однако при этом он не несет в себе излишней оформительской составляющей, дающей постоянную возможность выдачи замечаний, и не предоставляется приемочной комиссии на сдачу объекта. В связи с простотой заполнения его ведение не нужно перепоручать отдельному специалисту производственно-технического отдела, а его учетная и контрольная функция при этом реализуется значительно эффективней. Документ, таким образом, становится менее формальным и более достоверным.

В настоящее время основное внимание направлено на цифровизацию документооборота или его интеграцию с цифровыми базами данных, в том числе при помощи средств технологий информационного моделирования — ТИМ (BIM). Вместе с тем, с возможностями цифровизации возникают логичные и понятные желания завязать ведение основных записей раздела 3 общего журнала работ на отчет по графику выполнения работ, выполненным на основе единичных расценок из ЛСР. Таким образом, предполагается вместе с объемами работ также отслеживать и планируемое освоение подрядчиком денежных средств на еженедельной или даже ежедневной основе. Однако для реализации идеи совмещения производственных записей с единичными расценками на сегодняшний момент существует множество препятствий.

Во-первых, в связи с несовершенством ценообразования и системы проектирования состав расценок и объемы работ в сметах, прошедших государственную экспертизу, в большинстве случаев не соответствуют выданной «к производству работ» рабочей документации. То есть расценки в сметах не будут соответствовать фактически выполняемым работам ни по составу, ни по объемам, а далее в процессе строительства необходимо их корректировать и повторно проходить государственную экспертизу.

Также необходимо помнить о характере повторного прохождения государственной экспертизы откорректированных ЛСР, когда принято менять расценки в текущих ценах только в части, подвергающейся изменениям. А так как в связи со сжатыми сроками на момент повторного прохождения государственной экспертизы строительство редко останавливают, одни и те же расценки в ЛСР на части объемов работ получаются с разной стоимостью, что также влияет на последующий учет выполненных работ и привязку цен к графику.

Во-вторых, чтобы с необходимой точностью сделать запись по единичным расценкам сборников ФЕР, ТЕР и ГЭСН, требуется обладать большим опытом работы в сфере сметного дела. То есть чтобы не допустить ошибки, данную работу должен выполнять квалифицированный специалист не ниже уровня сметчика.

В-третьих, отечественные единичные расценки не удобны как для ведения основных сведений общего журнала работ, так и для работы с отчетами по графику выполнения работ. Единичные расценки часто берутся дополнительно к основной, а при отсутствии прямой расценки также используются применительные, и использовать их в качестве отслеживания объемов выполненных работ крайне непрактично и трудоемко. Также многие расценки являются комплексными, в то время как работы и операции выполняются более мелкими частями. Например, устройство фундамента в журнале будет описываться как армирование, опалубка и бетонирование, с уходом и распалубкой отдельно, а расценка несет в себе сразу все эти работы. Короб для прокладки кабелей никогда не монтируется сразу с крышками, а расценка на него эту крышку сразу включает. То есть множество расценок прямо не соответствует необходимому описанию технологии производства работ. Соответственно, придется каким-то образом дополнительно делить расценки по долям для корректного отображения хода работ и, соответственно, стоимости. Также частично выполненные работы (незавершенное производство) не дают возможности точно указывать объемы с привязкой к цене. Кроме того, на объекте всегда выполняются работы, которые не отображены расценками, а заложены в накладных расходах, но их необходимо обязательно описать для фиксации технологии производства работ, качества и безопасности строительства. Таким образом, если ежедневные записи строительства полностью завязать на расценки, то общий журнал работ потеряет техническую составляющую, фиксирующую в большей части технологию, качество и безопасность, станет, по сути, бухгалтерским документом.

В-четвертых, при использовании единичных расценок график выполнения работ возможно разработать только в структуре разделов ЛСР и с той же группировкой единичных расценок либо сметой контракта, выполненной, в свою очередь, в той же структуре ЛСР. К примеру, в ЛСР может не быть разделения расценок по конструктивам или наименованиям подсистем, однако руководство часто видит разработку графика выполнения работ именно таким образом, выделив отдельно фундамент, с разделением на секции, этажи, типы покрытий по видам помещений, подсистемы инженерных сетей и пр. Выполнить это условие в графике и отойти от структуры разделов и группировки расценок в ЛСР — означает разорвать прямую связь со стоимостью. Также график, составленный на основе всех ЛСР, будет вмещать несколько тысяч позиций, и на практике отслеживать факт исполнения по такому объему данных неудобно и занимает неоправданно много времени как у исполнителей, готовящих данные отчеты, так и у руководителей, эти отчеты просматривающие. Кроме того, необходимость постоянных изменений в стоимости и объемах влечет за собой необходимость соответствующих изменений в графике выполнения работ, что также накладывает некоторые ограничения на достоверность получения оперативных данных.

Использование в расчетах с подрядчиком вместо единичных расценок — сметы контракта, согласно приказу Минстроя России № 841/пр [12] в соответствии с ч. 7 ст. 110.2 44-ФЗ [13] и ст. 8.3 190-ФЗ [14], призвано помочь в решении части проблем. За рубежом подобная практика существует уже несколько сот лет. Используется аналогичная конкурсная форма, переходящая в контрактную в виде расцененной ведомости объемов работ (Bill of quantities) или графика оплаты (Schedule of values). Контрактная ведомость расценок существенно помогает участникам строительства ориентироваться в объемах и осуществлять расчеты с подрядчиком. Кроме того, в отличие от отечественной системы оплаты, в США и Европе есть возможность оплачивать работы по проценту готовности (Percentage-of-Completion Method).

Необходимо отметить также наличие ограничений в возможностях цифровизации при планировании ресурсов в связи с несовершенством единичных расценок. Если отечественные расценки сборников ФЕР, ТЕР и ГЭСН имеют только средний разряд рабочих и отдельно -машинистов, то расценки сборников R.S. Means США в своем составе имеют привязку к кодам состава звена, единиц техники экипажа (Crew) и минимального размера их почасовой оплаты в соответствии с соглашениями профсоюзов. То есть в теории нам, чтобы нормально запланировать ресурсы, в том числе в проекте производства работ, необходимо пересчитать весь комплект ЛСР в ЕНиР и ВНиР, что на практике никогда не исполняется по причине значительной трудоемкости и сжатых сроков между проведением конкурсных процедур и началом строительства. В то же время в США это возможно реализовать при помощи средств автоматизации через единичные расценки, что значительно облегчает и ускоряет планирование ресурсов, а также контроль фонда оплаты труда.

По вышеуказанным причинам, несмотря на постоянные попытки сделать из производственного документа — документ точного бухгалтерского учета и отчетности, на практике на объектах продолжают использовать три отдельных документа, смежных по назначению, но разных как по характеру использования, так и по уровню учета:

  1. Производственный общий журнал работ, заточенный под контроль технологии производства работ и безопасности строительства.
  2. Бухгалтерскую форму журнала учета выполненных работ КС-6а, которая заполняется раз в месяц для точного учета выполненных работ и их остатков.
  3. Всевозможные отчеты по графикам выполнения работ для оперативного отслеживания прогресса [5].

Заключение

Форма общего журнала работ, изначально разработанная для ведения и хранения в бумажном виде, более не отвечает современным потребностям и не может нормально интегрироваться с цифровыми базами данных. В настоящий момент образовалась необходимость пересмотра основных функций, состава и формы ведения общего журнала работ как единого документа с учетом всей системы строительства, включая контроль качества и первичную учетную документацию. По указанным причинам попытки цифровизации не предназначенного для этого общего журнала работ без трансформации его формы и порядка ведения приводят лишь к усложнению и увеличению трудоемкости работы исполнителей и проверяющих.

Система ведения Дневника и предоставления Отчетов заказчику имеет ряд преимуществ перед отечественным общим журналом работ, отмеченных в таблице 2.

Выделение из всех разделов общего журнала работ самого главного — основных записей строительства — в ежедневный Отчет позволит увеличить оперативность предоставления информации, а также отказаться от необходимости регистрации журналов в органах ГСН.

Ведение отдельных документов — Дневников -каждым производителем работ (мастером) с консолидацией их данных в Отчетах заказчику (с кем заключен договор) позволит увеличить достоверность получаемой информации на ежедневной или ежесменной основе, снизив риски исправлений, дописывания и прочих фальсификаций.

Масштабирование состава ежедневных данных Отчетов хода работ на еженедельной и ежемесячной основе позволит эффективнее осуществлять контроль на разных уровнях проверок.

Замена формы бумажного общего журнала работ на подробно разграфленный с элементами чек-листа Отчет позволит вести документ, в первую очередь, в электронном виде, гармонично встраивая цифро-визацию в систему учета, отчетности и контроля, упорядочить и привести к единообразию данные от разных лиц, а также облегчить последующую обработку получаемой информации.

Кроме того, согласно п. 4 РД 11-02-2006 [15], в орган ГСН должен предоставляться полный перечень всей исполнительной документации по объекту, т. е. раздел 6 общего журнала работ с данной задачей явно не справляется. Поэтому регистрация контроля, ответственных лиц и документации в титульном листе и других разделах общего журнала работ может осуществляться значительно эффективнее при помощи отдельных файлов электронных таблиц.

Для нормальной интеграции ежедневных записей с графиком производства работ в соответствии с единичными расценками необходимо либо совершенствовать всю систему ценообразования, сделав ее понятной и удобной в применении для всех специалистов, в том числе при помощи средств цифровизации, либо развивать новый инструмент в виде сметы контракта.

Однако для начала совершенствования добровольных стандартов и стандартов организаций, в том числе в части исполнительной документации и строительного контроля, требуется внести изменения в законодательство и подзаконные акты. Так, вместо подробного описания порядка строительного контроля и ведения исполнительной документации — необходимо обозначить лишь цели, а вместо точных наименований инструментов типа актов и журналов с приведением подробно разработанных форм документов — указать общие наименования «документы» с требованием о минимальном составе данных в форме, прописанных в строку. Таким образом участники строительства получат возможность разрабатывать стандарты организаций с учетом передового зарубежного опыта [7].

Список литературы

  1. Дикман, Л. Г. Организация строительства в США / Л. Г. Дикман. — Москва : Издательство АСВ. — 2004. — 375 с.
  2. Navon, R. Is detailed progress monitoring possible without designated manual data collection? I R. Navon, I. Haskaya // Construction Management and Economics. — 2006. — Vol. 24, iss. 12.-P. 1225-1229.
  3. Russel, A. D. Computerized Daily Site Reporting / A. D. Russel // Journal of Construction Engineering and Management. -1993.-Vol. 119,№ 2,-P. 385-402.
  4. Кабанов, В. H. Принципы построения информационной модели общего журнала работ в строительстве / В. Н. Кабанов // Инженерный вестник Дона. — 2020. — № 6 (66). — с. 20.
  5. Цопа, Н. В. О совершенствовании исполнительной документации в условиях цифровизации строительной отрасли / Н.В. Цопа,А.С.Карпушкин,А. К. Авакян, — DOI 10.37279/2519-4453-2021-2-98-109 // Экономика строительства и природопользования.- 2021,- № 2 (79).- С. 98-109.
  1. Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства РД-11-05-2007 : утв. приказом Фед. службы по экол.,технол. и атомному надзору от 12 января 2007 года № 7 // Ростехнадзор. — Москва, 2007. — URL: http://docs.cntd.ru/document/902025503 (дата обращения: 26.04.2022).
  2. Мотылев, Р. В. Анализ системы документирования строительного контроля в сравнении с зарубежными подходами / Р. В. Мотылев, А- С. Карпушкин. — DOI 10.23968/1999-5571-2021-18-6-87-95 // Вестник гражданских инженеров. -2021,-№6 (89).-С.87-95.
  3. Construction Contract Administration : Practice Guide // The Construction Specifications Institute. — Hoboken, New Jersey : John Wiley & Sons, Inc., 2011. — 306 p.
  4. Fisk, E. R. Construction project administration / E. R. Fisk, W. D. Reynolds. — 9th ed. Pearson Education, Inc. — Upper Saddle River, New Jersey : Prentice Hall, 2010. — 416 p.
  5. Справочник строителя. Строительная техника, конструкции и технологии : (в 2 томах); Ф. Хансйорг и др.; под ред. X. Нестле ; пер. с нем. А. К. Соловьева. — Москва: Техносфера,-2007,- 520 С.-Т.1.
  6. Levy, S. М. Project Management in Construction / S. M. Levy. -7th ed. — McGraw-Hill. — 2018. — 528 p.
  7. Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства : Приказ Минстроя России от 23 декабря 2019 года № 841/пр : [с изменениями на 25 февраля 2022 года] // Минстрой России. — Москва, 2022. — URL: https://docs.cntd.ru/document/564162530 (дата обращения: 26.04.2022).
  8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ : принят Гос. Думой 22 марта 2013 года : одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года // Консультант-Плюс : [справ.-правовая система] : офиц. сайт Компании «КонсультантПлюс». — Москва, 2013. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 26.04.2022).
  9. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ : принят Гос. Думой 22 декабря 2004 года : одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. — № 1, ч. I. — Ст. 16. — URL: http://docs.cntd.ru/document/901919338 (дата обращения: 26.04.2022).
  10. Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения РД-11-02-2006 : Приказ Фед. службы по экол., технол. и атомному надзору от 26 декабря 2006 года № 1128 : [с изменениями на 9 ноября 2017 года] // Ростехнадзор. — Москва, 2017. -URL: http://docs.cntd.ru/document/902023790 (дата обращения: 26.04.2022).

Источник