DWGФОРМАТ | ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Бетонные работы в строительстве


Содержание

  1. Общие сведения о бетоне и его компонентах
  2. Приготовление и транспортирование бетонных смесей
    2.1. Технология приготовления бетонных смесей
    2.2. Транспортирование бетонных смесей
  3. Подача и распределение бетонной смеси
    3.1. Схемы подачи бетонной смеси
    3.2. Подача бетонной смеси непосредственно в конструкцию
    3.3. Применение вибролотков, виброжелобов и хоботов
    3.4. Применение бетоноукладчиков, конвейеров, мототележек
    3.5. Подача бетонной смеси кранами в бадьях
    3.6. Подача бетонной смеси с помощью пневмонагнетателей и бетононасосов по трубопроводам, торкретирование, пневмобетонирование
  4. Укладка и уплотнение бетонной смеси
    4.1. Общие требования к укладке бетонной смеси
    4.2. Способы укладки бетонной смеси
    4.3. Рабочий шов бетонирования
    4.4. Уплотнение бетонной смеси
    4.4.1. Штыкование
    4.4.2. Трамбование
    4.4.3. Вибрирование
    4.4.4. Вакуумирование
  5. Технология бетонирования различных конструкций
    5.1. Набивные сваи
    5.1.1. Метод вертикально перемещаемой трубы (ВПТ)
    5.1.2. Метод свободного сбрасывания
    5.1.3. Бетонирование при помощи бетононасосов (напорный метод)
    5.2. Фундаменты
    5.2.1. Бетонирование ступенчатых фундаментов
    5.2.2. Массивные фундаменты
    5.2.3. Массивные густоармированные плиты
    5.2.4. Ленточные фундаменты
    5.2.5. Устройство бетонных подготовок
    5.2.6. Бетонирование чистого пола
    5.3. Стены и перегородки
    5.4. Колонны
    5.5. Балки и плиты
    5.6. Арки и своды
  6. Выдерживание и уход за бетоном
  7. Контроль качества бетонных работ. Приемка работ
  8. Техника безопасности при производстве бетонных работ

1. Общие сведения о бетоне и его компонентах

Бетоном (рис. 1) называют искусственный каменный материал, получаемый в результате твердения тщательно перемешанной и уплотненной смеси вяжущего материала, мелкого (песок) и крупного (щебень) заполнителей, воды и специальных добавок (при необходимости в определенных пропорциях). До затвердения такую смесь называют бетонной смесью.

Рис. 1. Бетон

Одно из основных свойств бетона – высокая сопротивляемость сжимающим нагрузкам и низкая – растягивающим. Для повышения сопротивляемости растяжению в бетонные конструкции укладывают арматуру, которая, в основном, воспринимает растягивающие усилия.

В практике строительства широко применяют предварительно напряженный железобетон. Сущность предварительного напряжения состоит в том, что зона бетона, где возникают растягивающие усилия, обжимается предварительно натянутой арматурой (рис.2).

Рис. 2. Схемы работы бетонных и железобетонных конструкций

Бетоны классифицируют по ряду признаков. По назначению различают конструкционные и специальные.

По плотности бетоны делят на:

Для приготовления особо тяжёлых бетонов используют заполнители из стальных опилок или стружки, окалины, железной руды и т.п. Такие бетоны применяют для радиационной защиты при строительстве атомных электростанций.

Тяжёлые бетоны нашли наибольшее применение в практике строительства при возведении различных монолитных конструкций. Крупным заполнителем в таких бетонах является щебень плотных горных пород (гранит, известняк, диабаз и др.).

Лёгкие и особо лёгкие бетоны (рис. 3) получают, используя лёгкие заполнители (пемзу, туф, шлак, керамзит) или придавая бетонам пористую структуру (поризованные бетоны). Это достигается введением в бетонную смесь воздухововлекающих (микро пенообразователей) или газообразующих добавок. К лёгким бетонам относятся и ячеистые бетоны с высокопористой структурой (объём пор до 80%).

Рис. 3. Виды бетона: а — полистирол-бетон; б — пенобетон; в — арболит; г — газосиликат; д — керамзитобетон

По виду вяжущего различают бетоны цементные, силикатные, гипсовые, шлакощелочные, полимербетоны, полимерцементные и специальные.

Главным компонентом, который обеспечивает прочность бетонной смеси после ее затвердевания, является вяжущее. Существуют разные виды вяжущих, которые имеются в видах современного бетона, перечень их выглядит так:

Основным вяжущим является цемент (рис. 4) – порошкообразный материал, состоящий из тонкоизмельченной смеси известняка с глиной (клинкер). Применяют портландцементы и шлакопортландцементы (с добавками более 20% гранулированного шлака) и их разновидности.

Рис. 4 .Виды цемента

Характеристика цементов представлена в табл. 1.

Таблица 1. Характеристика цементов

По прочности на сжатие цементы делятся на марки (в основном от 200 до 600).

По скорости твердения общестроительные цементы подразделяют на нормально твердеющие (с нормированием прочности в возрасте 2, 7 и 28 суток) и быстротвердеющие (с определением прочности в возрасте 2 и 28 суток).

По срокам схватывания различают медленносхватывающиеся (начало схватывания не ранее 2-х часов), нормальносхватывающиеся (начало схватывания в пределах от 45 мин до 2-х часов) и быстросхватывающиеся (начало схватывания менее 45 мин).

По виду заполнителей бетоны бывают на плотных, пористых и специальных заполнителях.

Заполнитель в бетонных смесях (рис.5) является компонентом, который определяет прочность, плотность и вес готового изделия из бетонной смеси.

Рис. 5. Заполнители бетонной смеси

В качестве мелкого заполнителя обычно используют природный песок с фракцией 0,15 – 5 мм (более целесообразна фракция 2– 3 мм). Возможно применение шлаковых, пемзовых, баритовых песков и т.п.

Фракция крупного заполнителя зависит от типа бетонируемой конструкции и способы подачи бетонной смеси. Так, максимальный размер фракции крупного заполнителя

По структуре различают бетоны с плотной, поризованной, ячеистой и крупнопористой структурой. В бетонах с плотной структурой пространство между зернами почти полностью занято затвердевшим вяжущим веществом. В поризованных бетонах пространство занято вяжущим и поризованными добавками. В крупнопористых (зернистых) бетонах между зернами заполнителя и вяжущим имеются воздушные поры. Ячеистые бетоны состоят из затвердевшей смеси вяжущего, тонкодисперсного кремнеземистого компонента и искусственных равномерно распределенных пор – ячеек, образованных газом или пенообразователем (рис. 3 и 6)

Рис. 6. Схема структуры бетона: 1 – плотная; 2 – плотная с пористым заполнителем;
3 – ячеистая; 4 — зернистая

Качество бетонных работ и производительность труда во многом определяются свойствами бетонной смеси, основными из которых являются удобоукладываемость (способность смеси растекаться под действием силы тяжести, легко укладываться в опалубку), консистенция (степень подвижности) и связность (способность сохранять свою однородность).

Для получения бетона требуемой прочности необходимо соблюдать водоцементное соотношение и заданный состав и фракции заполнителей.

В таблице 2 представлено соотношение между марками и классами тяжелого бетона на сжатие.

Таблица 2. Соотношение между классами и марками тяжелого бетона (раствора) по прочности на сжатие

2. Приготовление и транспортирование бетонных смесей

2.1. Технология приготовления бетонных смесей

Бетонная смесь может быть приготовлена на центральных (районных) бетонорастворных заводах (БРЗ) или узлах (БРУ), расположенных на определенных технологически допустимых расстояниях от строящихся объектов (в пределах 25-30 км) или на приобъектных БРЗ и БРУ (рис.7, 8).

Рис. 7. Современные БРЗ и БРУ: а, б – бетонные заводы, в — бетонный узел

Приготовление бетонной смеси состоит из следующих операций:

Рис. 8. Структурная схема БРУ

Бетонную смесь готовят по законченной или расчлененной технологиям.

В первом случае продукцией является готовая бетонная смесь; во втором – отдозированные компоненты – сухая бетонная смесь.

Основными техническими средствами являются расходные бункера, дозаторы, бетоносмесители, транспортные средства и раздаточный бункер.

Технологическое оборудование компонуют по одноступенчатой (вертикальной) или двухступенчатой (партерной) схемам. При вертикальной все компоненты один раз поднимают на необходимую высоту, затем они под действием собственной массы опускаются вниз в соответствии с технологическим процессом. При партерной схеме все компоненты сначала поднимают в расходные бункеры, затем они опускаются вниз, проходят через дозаторы в общую приемную воронку и снова поднимаются вверх в бетоносмеситель.

Дозирование компонентов бетонной смеси выполняют весовым способом с помощью весовых дозаторов (более точным) и, реже, объемным способом, используя мерные емкости. Дозирование воды по объему возможно в обоих способах.

Приобъектные (построечные) установки обслуживают один объект или комплекс объектов при потребности до 1500 м3 в месяц. Технологическое оборудование, как правило, работает по партерной смехе. В построечных условиях возможно также использование мобильных бетоносмесительных установок производительностью до 20 м3/ч (рис. 9).

Рис. 9. Супермобильный бетонный завод MOBILBETON 15/750

2.2. Транспортирование бетонных смесей

Процесс доставки бетонной смеси к бетонируемой конструкции можно разделить на две схемы: от места приготовления до места разгрузки непосредственно в конструкцию и от места приготовления до места разгрузки у бетонируемой конструкции с последующей подачи в конструкцию (рис.10).

Рис. 10. Загрузка бетонной смеси на БРЗ

Транспортирование от места приготовления до конструкции или промежуточного места разгрузки обычно выполняется автомобильным транспортом, а от промежуточного места разгрузки непосредственно в конструкцию – кранами в бадьях, подъемниками, транспортерами, бетоноукладчиками, бетононасосами, пневмонагнетателями и т.п.

Применяемые способы транспортирования бетонной смеси должны обеспечить выполнение основных технологических условий, а именно: сохранение ее однородности, жесткости и подвижности. Это требует исключения возможности попадания атмосферных осадков, воздействия ветра и солнечных лучей, расслоения бетонной смеси и потери цементного раствора.

Допускаемая продолжительность транспортировки не должна превышать времени начала схватывания цемента. Этот параметр, как было отмечено выше, обычно находится в пределах от 45 мин до 2 ч в зависимости от температуры наружного воздуха.

Для обеспечения вышеизложенных требований в практике строительства доставку бетонных смесей чаще выполняют специализированным автотранспортом (автобетоновозами и автобетоносмесителями) и реже специально оборудованными автомобилями – самосвалами (рис. 11).

Рис. 11. Автомобильные средства транспортирования и подачи бетонной смеси:
а — автобетоносмеситель; б – автобетоновоз с оборудованием в – автобетоновоз; г — самосвал

Предельные расстояния доставки бетонных смесей и продолжительность транспортирования представлены в табл. 3 и табл. 4 соответственно.

Таблица 3. Предельные расстояния доставки бетонных смесей температурой 15 – 25°
и температурой воздуха 20 – 30° в режимах А, Б, В, Г, Д*, км
Таблица 4. Максимальная продолжительность транспортирования бетонной смеси температурой 18° (при температуре воздуха 20 — 30°)

Подвижность бетонной смеси устанавливается для разных типов бетонируемых конструкций в соответствии с табл. 5.

Таблица 5. Подвижность бетонной смеси

3. Подача и распределение бетонной смеси

3.1. Схемы подачи бетонной смеси

Выбор схемы подачи бетонной смеси определяется видом бетонируемой конструкции, ее расположением, габаритами, армированием, интенсивностью бетонирования и другими факторами.

Наибольшее распространение в практике строительства получили следующие схемы подачи бетонной смеси:

Рис. 12. Подача бетонной смеси непосредственно в конструкции: а – при бетонировании полов; б – то же, подбуток; 1- автосамосвал; 2 – поверхностный вибратор; 3 – автобетоновоз; 4 — опалубка; 5 – отбойный брус

3.2. Подача бетонной смеси непосредственно в конструкцию

Первая схема получила преимущество при бетонировании фундаментов неглубокого заложения, свай, бетонных подготовок и полов подвалов и первых этажей, оснований автодорог и т.п. конструкций. Схема проста в исполнении, не требует применения дополнительных машин и механизмов, но не может быть рекомендована для устройства надземных конструкций. Кроме того, эта схема исключает возможность порционной подачи, а в ряде случаев не обеспечивает выгрузку смеси в опалубку без применения наклонных лотков. Это вызывает дополнительные затраты труда на разравнивание смеси, укрепление опалубки, установку лотков и т.д. Лотки изготавливают из стали толщиной 3 мм и шириной не менее четырехкратного размера максимальной фракции крупного заполнителя. Применение лотков длиной более 4-х метров нежелательно.

Рис. 13. Подача бетонной смеси с применением вибропитателя и виброжелобов:
а – вибропитатель и виброжелоб; б – общая схема и детали узлов; 1 – виброжелоб; 2 — вибратор; 3 – вибропитатель; 4 — автобетоновоз; 5 – стойка; 6 – пружинная подвеска

3.3. Применение вибролотков, виброжелобов и виброхоботов

Более эффективно использование вибролотков и виброжелобов (рис.84). Виброжелоб собирают из стандартных секций длиной 4 или 6 м и крепят к инвентарным стойкам. На желобах устанавливают вибраторы таким образом, чтобы равнодействующая сила была направлена по оси желоба. Угол наклона лотков и желобов должен быть в пределах 5-30о. Интенсивность укладки смеси по виброжелобам 10 – 30 м3/ч.

Наряду с желобами возможна подача бетонной смеси хоботами по вертикали на глубину до 10 м. Металлические звеньевые хоботы допускают отклонения от вертикали до 1 м при глубине опускания до 4 м и до 1,5 м – при глубине бетонирования до 6 м и более.

Рис. 14. Подача бетонной смеси для бетонирования

Виброхоботы применяют для подачи бетонной смеси на глубину до 40 м. Они состоят из бункера с затвором, цилиндрических звеньев большого сечения с болтовыми соединениями и вибролотков с установленными на них вибраторами.

3.4. Применение бетоноукладчиков, конвейеров, мототележек

Конвейеры и бетоноукладчики эффективны при интенсивности бетонирования от 30 до 70 м3/см и значительном рассредоточении объемов (например, фундаментов).

Легкие передвижные конвейеры (рис.15) подают бетонную смесь по горизонтали до 7 м. Передвижные конвейеры оснащаются гладкой или ребристой лентой длиной 6—15 м, шириной 40— 50 см. Высоту заливки допустимо изменять в диапазоне от 1,5 до 4 м. Особенность конвейерной заливки заключается в возможности осуществления непрерывного процесса. При этом смесь требуемой толщины течет равномерно.

Рис. 15. Ленточный конвейер для подачи бетона

Преимуществом конвейера является сведение потерь раствора к минимуму за счет организации процесса самочистки ленты с возвращением остатков заливки в блок ее выдачи. Однако у этого способа есть некоторые нюансы. Например, подвижность заливки должна составлять 6 см или менее. Угол наклона ленты на подъеме и спуске для смеси с подвижностью до 4 см должен составлять 18° и 12°, соответственно. При этом параметре в диапазоне 4—6 см поднять ленту можно до 15°, а опустить — до 10°. При этом подающая лента должна двигаться со скоростью менее 1 м/с. Для выгрузки следует использовать направляющие щитки с высотой козырьков более 0,6 м. При этом цемент не должен стекать с транспортировщика.

К минусам такой организации процесса доставки раствора следует отнести отсутствие возможности распределения бетона по бетонируемой площадке. Если обрабатывается большая территория, конвейеры нужно переставлять вручную, что вызывает дополнительные трудозатраты и задерживает строительство.
Наиболее эффективны бетоноукладчики (рис. 14б, 16). Эти машины рекомендованы к применению для укладки монолитных фундаментов для зданий и технологического оборудования.

Рис. 16. Самоходный бетоноукладчик с ленточным транспортером

Бетоноукладчик — это машина, оснащенная вращающейся платформой, устройством для приема и заливки цемента в места бетонирования на ленточном телескопическом конвейере.

В некоторых случаях возможно распределение бетонной смеси с помощью мототележек или тележек (рис.14 в).

3.5. Подача бетонной смеси кранами в бадьях

До 85% объемов смеси укладывают кранами с использованием бадей различного типа. Преимуществом данной схемы является возможность ее подачи в любую точку по вертикали и горизонтали. Помимо этого те же краны применяют и для подачи других материалов и конструкций, необходимых для монолитных работ (рис. 17).

Рис. 17. Схема подачи бетонной смеси с помощью башенного (а) и стрелового кранов (б): 1 — бадья с бетонной смесью, 2 — опалубка, 3 — растяжки

Самоходные стреловые краны (автомобильные, пневмоколесные и др.) применяют при бетонировании фундаментов, тоннелей, резервуаров для воды и других подземных сооружений.

Башенные краны применяют при возведении монолитных конструкций многоэтажных зданий.

Недостатком подачи бетонной смеси кранами в бадьях является невозможность ее применения в труднодоступных местах.

3.6. Подача бетонной смеси с помощью пневмонагнетателей и бетононасосов по трубопроводам, торкретирование, пневмобетонирование

Помимо крановой подачи в практике строительства достаточно широко применяется трубопроводный транспорт, который позволяет перемещать бетонную смесь в пределах возводимого объекта, в том числе и в труднодоступные места, и в густоармированные конструкции. Эта схема эффективна при больших объемах непрерывного бетонирования.

Рис. 18. Автобетононасос

Подача смеси по трубопроводам осуществляется бетононасосами и пневмонагнетателями. Наиболее мобильными и эффективными являются бетононасосы различного типа (рис. 18-21), которые обеспечивают равномерную подачу бетонной смеси на расстояния до 300 м по горизонтали до 80 м по вертикали в густоамированные конструкции и конструкции сложной геометрической формы. Кроме того, они обеспечивают сохранение однородности смеси, защиту от атмосферных воздействий и постоянную интенсивность укладки.

Рис. 19. Мобильный бетононасос Putzmeister BSA 1409 D RF на гусеничном ходу

Бетоновод, состоящий из отдельных звеньев, следует укладывать с минимальным числом поворотов и с таким расчетом, чтобы при его переносе требовалось наименьшее число стоянок бетононасоса.

Рис. 20. Схема подачи бетонной смеси автобетононасосом

Конструктивно бетононасосы подразделяются на мобильные (автобетононасосы), прицепные и стационарные (рис. 18-21).

Рис. 21. Стационарный бетононасос Putzmeister (а), распределительная стрела (б), схема подачи бетонной смеси (в): 1- автобетоносмеситель; 2 — бетононасос; 3 — бетоновод; 4 — рукав-компенсатор длины бетоновода; 5 — постамент с полноповоротной платформой; 6 — стрела; 7 — гибкий участок бетоновода; 8 — рабочий пол и опалубка; 9 — гидравлическая станция

Автобетононасосы применяют в основном при значительных размерах сооружения, но относительно небольшом объеме (20 – 50 м3) бетонной смеси на высоту 3 – 5 этажей (при высоте распределительной стрелы 18 – 25 м). Он также целесообразен при заливке перекрытий, труднодоступных фундаментов, фундаментных плит (рис. 20).

Разновидностью мобильных бетононасосов являются передвижные бетононасосы на гусеничном ходу (рис. 19).

Прицепные бетононасосы применяют при строительстве небольших по размерам зданий с интенсивностью укладки бетонной смеси не более 80 м³ в смену.

Стационарный бетононасос предназначен для приема свежеприготовленной бетонной смеси от бетонотранспортных средств (например, автобетоносмесителей) и подачи её по стационарному бетоноводу к месту укладки в горизонтальном и вертикальном направлениях . Применяют его в тех местах, где автомобильным бетононасосом подачу не осуществить.

Стационарный бетононасос эффективен при заливке бетонных конструкций в уже построенных зданиях (полы, перекрытия и прочие конструкции), при затрудненном подъезде к стройке при подаче на длину от 40 метров и более (куда автонасос не достает), при строительстве больших размеров зданий и большой интенсивности укладки, там где нужна подача на большую высоту (часто используют в паре с распределительной стрелой) (рис. 21).

Пневмонагнетатели применяют для укладки небольших объемов бетонной смеси (до 60 м3 в смену) на расстояние до 120 – 150 м (рис. 22, 23).

Рис. 22. Пневмонагнетательная установка: а — конструктивная схема; б — общий вид на полозьях и колесах ; 1 — корпус, 2 — загрузочная воронка, 3 — затвор, 4 — подводящий трубопровод, 5, 6 — материальный шланг, 7 — секция бетоновода, 8 — сопло, 9 — гаситель

При использовании трубопроводного транспорта применяют пластичные бетонные смеси с осадкой конуса от 40 до 120 мм. Наибольшая фракция крупного заполнителя должна быть не больше 0,33 диаметра бетоновода, песок должен иметь достаточное количество мелких фракций и составлять 35 – 40% от общего веса заполнителей.

Рис. 23. Схема бетонирования с помощью пневмонагнетателя: 1 — компрессор, 2 — ресивер, 3 пневмонагнетатель, 4 — вибропитатель, 5 — автобетоновоз, 6 — бетоновод, 7 — гаситель, 8 — хобот, 9 — опалубка

Для напорной подачи бетона могут применятся самоходные торкрет установки и комплексы (рис. 24).

Рис. 24. Самоходный комплекс SPM 500 Wetkret

4.  Укладка и уплотнение бетонной смеси

4.1. Общие требования к укладке бетонной смеси

Бетонную смесь укладывают на подготовленное и расчищенное основание. Перед началом бетонирования следует проверить правильность установки и закрепления опалубки и поддерживающих ее элементов, а также арматуры и закладных частей. Соответствие арматуры проектному положению и нормативно – техническим требованиям оформляется актами на скрытые работы.

При подготовке основания поверхность опалубки и арматуры очищают от мусора, грязи, снега, ржавчины, пятен мазута и масла, наносят требуемую смазку, смачивают т.д.

Для надежного сцепления свежеуложенной бетонной смеси с арматурой последнюю так же очищают от грязи, ржавчины и налипших кусков раствора с помощью пескоструйных аппаратов или проволочных щеток.

Для прочного соединения «нового» и «старого» бетонов необходимо вырубить в ранее уложенном наплывы и раковины, удалить цементную пленку (через 6-8 ч после укладки в жаркую погоду и через 12-14 ч – в холодную), очистить от пыли и мусора, а непосредственно перед укладкой бетона поверхность «старого» очистить струей сжатого воздуха и смочить водой.

4.2. Способы укладки бетонной смеси

В практике строительства применяют следующие способы укладки бетонной смеси:

Во всех случаях бетонные смеси укладывают горизонтальными слоями одинаковой толщины без разрывов в одном направлении для всех слоев. Толщина укладываемого слоя зависит от степени армирования, интенсивности укладки бетонной смеси и применяемых средств уплотнения (при укладки с уплотнением). При этом должно соблюдаться основное технологическое правило: каждый следующий слой бетонной смеси должен быть уложен до начала схватывания предыдущего. Этим исключается устройство рабочих швов по высоте конструкции (рис. 25).

При многослойной укладке толщина укладываемого слоя (h, м) зависит от интенсивности укладки (Q, м3/ч), времени начала схватывания вяжущего (t, ч) и размеров конструкции – площади – (F, м2) и определяется по формуле:

h ≤ Q · t / F (4)

Следует отметить, что время начала схватывания должно быть уменьшено на продолжительность транспортировки и укладки. При укладке с уплотнение полученная по формуле (4) толщина слоя должна соответствовать (но не превышать) установленной нормами глубине проработки применяемыми вибраторами (табл. 6).

Таблица 6. Толщина укладываемых слоев бетонной смеси

Для обеспечения монолитности бетонировать конструкции желательно непрерывно. Но это возможно только при незначительных объемах и в сравнительно простых конструкциях. Во всех остальных случаях перерывы в бетонировании неизбежны, что приводит к образованию рабочих швов.

Рис. 25. Схемы укладки бетонной смеси

4.3. Рабочий шов бетонирования

Рабочий шов (рис. 26) – это плоскость стыка между затвердевшим и новым бетоном, образованная из-за перерыва в бетонировании в том случае, когда последующие слои бетонной смеси укладывают на полностью затвердевшие предыдущие (через 7 и более часов).

Рис. 26. Рабочий шов

Рабочие швы – ослабленное место в конструкции, поэтому они должны устраиваться в местах, где их влияние на прочность конструкции минимально (наименьший изгибающий момент).

Поверхность рабочих швов, устраиваемых при укладке бетонной смеси, должна быть перпендикулярна оси бетонируемых колонн и балок, поверхности плит и стен. Возобновление бетонирования допускается при достижении бетоном прочности не менее 1,5 МПа. Рабочие швы можно устраивать при бетонировании (рис. 27):

Рис. 27. Расположение рабочих швов при бетонировании: а—в — колонны, г —перекрытия при бетонировании в направлении, параллельном балкам, д — то же, перпендикулярно балкам; 1 — прогоны, 2 — балки, /—/….IV—IV— места возможных рабочих швов

Во всех случаях рабочие швы устраиваются путем установки деревянного щита с прорезями для арматуры. Перед возобновлением бетонирования поверхность бетона очищают от пыли, грязи и цементной пленки и смачивают водой. Затем боковые поверхности бетона в месте образования рабочего шва покрывают слоем цементного раствора толщиной 1,5-3 см (для сглаживания неровностей) и продолжают бетонирование (рис. 28).

Рис. 28. Устройство рабочих швов: а — в плитах, б, в, г — в стенах; 1—доска, 2— перегородка в опалубке стены, 3— медная гофрированная полоса

4.4. Уплотнение бетонной смеси

В бетонной смеси в неуплотненном состоянии много воздуха (от 10% в пластичных до 45% в жестких). Для удаления воздуха, полного заполнения бетонной смесью опалубочной формы бетонирование должно осуществляться с уплотнением бетонной смеси штыкованием, трамбованием, вибрированием, вакуумированием.

4.4.1. Штыкование

Рис. 29. Инструменты для укладки и уплотнения бетонной смеси: а — шуровка (щуп); б — ручная узкая трамбовка; в — круглая трамбовка с двумя ручками; г— квадратная трамбовка, обитая снизу металлом; д — гладилка для разравнивания бетона; е — пневмотрамбовка; ж — глубинный вибратор

Штыкование в исключительных случаях производят шуровками (рис. 29) при бетонировании тонкостенных и густоармированных конструкций, а так же при укладке высокоподвижных и литых смесей.

4.4.2. Трамбование

Ручные или пневматические трамбовки применяют при укладке достаточно жестких смесей в слабоармированные (рис. 29 б) конструкции или тогда, когда динамические воздействия вибраторов нежелательны.

4.4.3. Вибрирование

Наибольшее распространение получили вибраторы различного типа, как самый универсальный и эффективный способ уплотнения.

Бетонную смесь вибрируют с помощью внутренних (глубинных), поверхностных и наружных (рис.30). Внутренние вибраторы передают колебания через свой корпус; поверхностные – через рабочую площадку; наружные – через опалубку.

Рис. 30. Вибраторы для уплотнения бетонной смеси: а- глубинный с гибким валом; б — наружный; в — Виброрейка; г — поверхностный высокочастотный; д — виброплощадка

При уплотнении вибрированием следует соблюдать следующие условия:

4.4.4. Вакуумирование

Вакуумирование бетона применяют для ускорения набора прочности, повышения оборачиваемости опалубки, а так же для повышения качества бетонных поверхностей. Метод предпочтителен при бетонировании плоских и криволинейных тонкостенных (до 30см) конструкций высокоподвижными и литыми смесями. Вакуумирование основано на механическом удалении избыточного количества воды и воздуха из свежеуложенного бетона. Вакуумирование производят не позднее 15 минут после укладки и уплотнения бетонной смеси.

Приборами для вакуумирования служат переносные вакуум-щиты или вакуум-маты (рис. 31), накладываемые на верхнюю открытую поверхность бетона; вакуум-опалубка, входящая в состав вертикальной или наклонной переставной опалубки.

Рис.102. Схема устройства высококачественных бетонных полов с применением Вакуум-щита

Конструктивно вакуум-щит представляет собой короб с герметизирующим замком по контуру. Сверху герметизированная коробка выполнена из стали, водостойкой фанеры или стеклопластика, снизу щит оборудован вакуумполостью непосредственно соприкасающейся с бетоном. Полость создается из двух слоев металлической (пластмассовой) сетки, покрываемой снизу фильтрующей тканью из нейлона или капрона. По периметру щит имеет резиновый герметизационный фартук.
Вакуум-мат состоит из 2-х самостоятельных элементов: нижнего и верхнего. Нижний, из фильтрующей ткани, укладывают на бетон. Верхний, герметизирующий, к источнику вакуума подсоединяют перфорированным шлангом.

Требования к укладке и уплотнению бетонных смесей представлены в таблице 7.

Таблица 7. Требование к укладке и уплотнению бетонных смесей (СП 70.13330)

5. Технология бетонирования различных конструкций

В зависимости от типа, конфигурации и размеров бетонируемых конструкций меняются приемы укладки бетонной смеси.

5.1. Набивные сваи

В зависимости от гидрогеологических условий скважины разрабатывают одним из следующих способов:

Во всех случаях бетонируют сваи следующими способами:

Общим является основное технологическое требование о необходимости их непрерывного бетонирования.

5.1.1. Метод вертикально перемещаемой трубы (ВПТ)

Метод ВПТ применяют при бетонировании сухих и заполненных водой или глинистым раствором скважин с соблюдением правил подводного бетонирования. Над головой скважины устанавливают приемный бункер с бетонолитной трубой диаметром 250-350 мм. Расстояние от забоя скважин до торца трубы 0,3-0,4 м. Перед подачей бетонной смеси на дно бункера устанавливают клапан-разделитель (или пыж из мешковины), который, опускаясь вниз по трубе, отделяет смесь от воды или глинистого раствора.

Бетонируют сваи при вертикальном подъеме бетонолитной трубы, но с обязательным заглублением ее нижнего конца в смесь не менее, чем на 1 м (11,5 м). Постепенно, удаляя секции бетонолитной трубы, ведут бетонирование до выхода бетонной смеси из затрубного пространства (рис. 32).

Рис. 32. Технологическая последовательность бетонирования набивных свай:
а- установка станка для бункера; б — установка бетонолитной трубы; в — монтаж приемного бункера на бетонолитную трубу; г — первоначальное наполнение бункера бетонной смесью; д — первый этап бетонирования; е — продолжение бетонирования (подъем бетонолитной трубы по мере заполнения скважины бетоном); ж — завершение бетонирование(извлечение бетонолитной трубы и демонтаж приемного бункера);
1 — форшахта; 2 — арматурный каркас; 3 — бетонолитная труба; 4 — приемный бункер; 5 — бадья; 6 — разделительный клапан; 7- грязевой насос; 8 — перекачка в резервную емкость;

Для интенсификации уплотнения бункер бетонолитной трубы снабжают навесным вибратором. Кроме того, возможно установка вибраторов и на саму трубу в ее верхней или нижней зонах.

5.1.2. Метод свободного сбрасывания

Метод свободного сбрасывания применяют в маловлажных связанных грунтах с осадкой конуса 5-8 см. В обсадной патрубок устанавливают приемную воронку, через которую подают бетонную смесь в скважину. При этом бетонную смесь можно подавать из автобетоносмесителя с выгрузным лотком, кранами с поворотными бадьями, бетононасосами или бетоноукладчиками (рис. 33). Уплотняется смесь вибрированием.

Рис. 33. Технологическая схема устройства свай методом свободного сброса бетонной смеси: а – без уплотнения; б – с уплотнением всплывающим вибратором; в – то же, глубинным вибратором;
1 — армокаркас; 2 – приёмная воронка; 3 – бадья; 4 – бетон; 5 – вибратор ИВ-60 с поплавком; 6 – скважина; 7 – глубинный вибратор В1 – 631

5.1.3. Бетонирование при помощи бетононасосов (напорный метод)

При напорном бетонировании подача бетонной смеси в ствол скважины производится бетононасосом под давлением. Используются подвижные и высокоподвижные бетонные смеси с определенными требованиями к гранулометрическому составу и расходу цемента. Бетонная смесь нагнетается в скважины восходящим потоком снизу вверх под давлением, создаваемым бетононасосом (рис. 34).

Рис. 34. Технологическая схема напорного бетонирования свай:
1 — автобетоносмеситель; 2 — автобетононасос; 3 — стрела бетононасоса; 4 — гибкий рукав; 5 — арматурный каркас

5.2. Фундаменты

В фундаменты и массивы укладывают жесткие бетонные смеси с осадкой конуса 1-3 см, в густоармированные – 3-6 см. Подачу бетонной смеси осуществляют из автобетоносмесителей, по виброжелобам, кранами в бадьях, бетононасосами и т.п.

5.2.1. Бетонирование ступенчатых фундаментов

При бетонирование ступенчатых фундаментов общей высотой до 3 м и площадью до 6м2 бетонную смесь подают через верхний край опалубки сразу на всю высоту с рабочего настила, что «грозит» образованием усадочных трещин в зоне перехода ступенчатой части в подколонник. Предпочтительнее первоначальное заполнение опалубки ступенчатой части. Открытые поверхности ступеней закрывают щитами.

При высоте фундамента более 3 м и площади нижней ступени более 6м2 первые порции бетонной смеси подают в нижнюю ступень по периметру, потом смесь подают через приемный бункер и гибкие хоботы. Схемы укладки бетонной смеси показаны на рис.35 и 36.

Рис. 35. Схемы бетонирования ступенчатых фундаментов: 1 — опалубка фундамента, 2— бадья с бетонной смесью, 3 — рабочий настил с ограждением, 4 — вибратор, 5—звеньевой хобот

5.2.2. Массивные фундаменты

В массивные фундаменты (V=2,5-3 тыс.м3), воспринимающие динамические нагрузки, бетонную смесь подают с эстакад, транспортерами, бетононасосами или комбинированными способами горизонтальными слоями толщиной 30-50 см и уплотнением глубинными вибраторами (рис. 36).

Рис. 36. Схема бетонирования массивов гидротехнических сооружений с уплотнением слоев смеси пакетом вибраторов, установленных на тракторе: 1 —автосамосвал, 2— бункер, 3—виброхобот, 4—бетоновоз, 5 — разгрузка бетона, 6 —разравнивание электробульдозером, 7 — уплотнение пакетом вибраторов на электротракторе

5.2.3. Массивные густоармированные плиты

Массивные густоармированные плиты (фундаментные, днища резервуаров и т.п.) бетонируют параллельными полосами шириной 3-4 м при толщине плиты до 0,5 м и шириной 5-15 м при толщине плиты более 0,5 м. Основное технологическое требование – непрерывность укладки на всю толщину плиты от 0,15 до 1,5 м в одном направлении во всех полосах. На границах участков (полос) ставят разделительные мелкоячеистые металлические сетки. Карты бетонируют подряд. Возможно так же бетонирование с разделительными полосами шириной 1-1,5 м, куда смесь укладывают враспор с затвердевшим бетоном карт после снятия опалубки по их границам.

Рис. 37. Схема поточного производства работ при устройстве монолитных фундаментов стаканного типа: 1 — автомобильный кран, 2—арматурные каркасы, 3 — опалубочные блоки, 4 — автобетоносмеситель, 5 — автобетононасос

5.2.4. Ленточные фундаменты

В ленточные фундаменты жилых и общественных зданий бетонную смесь укладывают по технологии бетонирования стен, изложенной ниже (рис. 38).

Рис. 38. Схема устройства ленточных фундаментов ( план объекта со схемами движения крана и автобетононасоса): 1 — арматурные сетки ступенчатой части фундамента, 2 — пневмоколесный кран, 3— опалубочные щиты, 4 — ступенчатая часть фундамента, 5 — автобетононасос, 6—автобетоносмеситель, 7 — зона складирования арматурных изделий, 8 — площадка для укрупнительной сборки щитов, чистки и смазки опалубки; СТ — положение стоянок стрелового крана и автобетононасоса

5.2.5. Устройство бетонных подготовок

При устройстве бетонных подготовок площадь разбивают на карты-полосы шириной 3-4 м, устанавливая маячные доски. Бетонирование ведут через полосу. В промежуточные полосы бетонную смесь укладывают после затвердения бетона в смежных полосах, предварительно сняв маячные доски. Уплотнение ведут поверхностным вибратором – виброрейкой, который устанавливаю на маячные доски и протягивают по направлению бетонирования (рис. 39).

Рис. 39. Бетонирование бетонных подготовок с подачей смеси бетононасосами:
1 — карта (блок) бетонирования; 2 — опалубка; 3 — автобетононасос; 4 — автобетоносмеситель;

5.2.6. Бетонирование чистого пола

Чистый пол бетонируют по маячным доскам с уплотнением бетонной смеси виброрейкой (рис. 40).

Рис. 40. Технологическая схема устройства бетонных покрытий из подвижных бетонных смесей:
1— автобетоносмеситель, 2 — вибратор, 3 — маячная доска, 4 — опоры для маячных досок, 5 — виброрейка, 6—вакуумные маты, 7—всасывающий рукав, 8 — дисковая затирочная машина, 9 — заглаживающая машина СО-170, 10— вакуумный агрегат, 11- пульт управления, 12 — контейнер для хранения и перевозки матов, 13—промывочная ванна

5.3. Стены и перегородки

Способы бетонирования стен и перегородок зависят от соотношения их геометрических размеров, толщины, применяемой опалубки, степени армирования и т.п.

Наибольшее распространение получило послойное бетонирование с высотой слоев 30-50 см и уплотнением глубинными вибраторами. При возведении стен в разборно-переставной опалубке толщиной равной или более 0,5 м бетонирование ведут участками высотой не более 3 м и длиной 8-12 м или участками между проемами. На границах участков устанавливают разделительную опалубку. Бетонную смесь подают непосредственно в опалубку в нескольких точках по длине участка бадьями с гибким хоботом, бетононасосами и т.п. (рис. 41а).

Рис. 41. Технологические схемы бетонирования стен толщиной 0,5 и высотой более 3 м (а), тонких стен (б) и послойное бетонирование стен с подачей смеси бетононасосами (в):
1 — опалубка, 2 — звеньевой хобот с воронкой, 3—вибратор с гибким валом, 4— шланг бетононасоса, 5 — разделительная опалубка, 6 — ранее забетонированный участок стены, 7 — наружный щит опалубки, 8—арматурный каркас, 9 — бадья с бетоном, 10 — направляющий щит, 11 — подмости для рабочих

При толщине стен до 0,15м бетонирование ведут ярусами высотой до 1,5м. (рис. 41б). При этом с одной стороны опалубку возводят на всю высоту, а со стороны бетонирования – на высоту яруса. Забетонировав первый ярус, наращивают опалубку и продолжают бетонирование.

Бетон в узлах сопряжения продольных и поперечных стен тщательно вибрируют.

5.4. Колонны

В колонны высотой до 5 м и со сторонами сечением до 0,8 м, не имеющих перекрещивающихся хомутов, бетонную смесь с осадкой конуса 4-6 см и 6-8 см укладывают сразу на всю высоту, подавая ее через верх опалубки, краном в бадьях или гибкими хоботами бетоновода и уплотняют глубинными вибраторами (рис. 42).

Рис. 42. Схема бетонирования колонн высотой до 5 м (а) и более (б), с густой арматурой балок (в), опалубки со съемным щитом (г): 1 — опалубка, 2 — хомут, 3 — бадья, 4 — вибратор с гибким валом, 5 — приемная воронка, 6 — звеньевой хобот, 7— навесной вибратор, 8, 9— карманы. 10 — съемный щит

Если высота колонн более 5 м (рис. 42 б ), то смесь подают через воронки бадьями с гибким хоботом или гибким рукавом бетоновода. При использовании глубинных вибраторов в опалубке устраивают специальные окна, через которые подают и уплотняют бетонную смесь. Шаг окон примерно 2-2,5 м по высоте колонны.(рис. 42 в).

Иногда опалубку колонн выполняют со съемными щитами, которые устанавливают после бетонирования (рис. 42 г).

Следует отметить, что независимо от высоты, размеров сечения и степени армирования колонны следует бетонировать в пределах этажа непрерывно. Место положения рабочего шва определяется правилами, изложенными выше.

5.6. Балки и плиты

Балки и плиты, монолитно связанные с колоннами и стенами, бетонируют через 1-6 ч (при условии интенсификации процесса набора бетоном прочности) после окончания бетонирования вертикальных конструкций. Такой перерыв необходим для осадки бетона в колоннах и стенах.

В балки (прогоны) и плиты ребристых перекрытий бетонную смесь, как правило, укладывают одновременно (рис. 43).

Рис. 43. Укладка бетонной смеси в прогоны и плиты перекрытия

Балки высотой более 0,8 м бетонируют отдельно от плит слоями толщиной 30-40 см с уплотнением внутренними вибраторами. При этом последний слой смеси должен быть на 3-5 см ниже уровня низа плиты перекрытия. Рабочие швы возможны на уровне низа плиты.

В плиты перекрытия бетонная смесь укладывается сразу на всю ширину с уплотнением поверхностными вибраторами (при толщине плит до 0,25 м) и глубинными при большей толщине. Бетонирование ведут в направлении параллельном главным или второстепенным балкам, подавая бетон навстречу бетонированию («на кран»).

При бетонировании плит с армокаркасом сверху устраивают рабочий настил (он же и предотвращает деформацию арматуры) из легких переносных щитов.

5.7. Арки и своды

В криволинейной конструкции пролетом до 18 м включительно бетонную смесь укладывают одновременно с 2-х сторон – от пят к замку (рис. 44 а).

Рис.44. Укладка бетонной смеси в арки и своды: а- укладка в малопролетные арки; б- то же, большепролетные; в- то же, крутые своды; 1 — бадья; 2- опалубка внутренняя; 3- участки укладки; 4- разделительные полосы;5- наружная опалубка; 6-направляющий щит; I,II,III — последовательность участков укладки

При пролетах более 18 м укладку смеси ведут так же от пят к замку отдельными участками, симметрично расположенными относительно замка, в соответствии с рис. 44б,в. Между участками оставляют разделительные полосы шириной 0,8-1,2 м, бетонирование каждого участка ведут непрерывно. В разделительные полосы бетонную смесь укладывают после завершения осадки основных участков.

Для исключения сползания бетонной смеси при вибрировании на крутых участках арок и сводов бетонирование следует вести в двухсторонней опалубке.

6. Выдерживание и уход за бетоном

Технологические операции по уходу за бетоном в процессе выдерживания начинаются сразу после его укладки. Открытую поверхность бетона, прежде всего, предохраняют от вредного воздействия прямых солнечных лучей, дождя и ветра. В сухую теплую (жаркую) погоду бетон на обычных портландцементах увлажняют в течение 7 суток, на глиноземистых цементах – не менее 3х суток, на шлакопортландцементах – до 14  суток. При температуре выше +15◦С в течение первых 3-х суток открытые поверхности бетона поливают через каждые 3-4 часа днем и 1-2 раза ночью; в последующие дни – не реже 3-х раз в сутки. Поливают брандспойтом. (рис. 45). Если поверхность бетона укрыта влагостойкими материалами, то количество поливов можно сократить примерно в 1,5 раза. При температуре до +5◦С бетон можно не поливать.

Рис. 45. Поливка бетонной смеси

В начальный период твердения обильная поливка не рекомендуется из-за возможного нарушения структуры бетона. Можно поверхность свежеуложенного бетона покрывать лаком, эмульсиями, укрывать пленками, брезентами и т.п. материалами, опалубку окрашивать в светлые тона. Применяют так же выдерживание бетона под слоем воды толщиной около 5 см (например, в бассейнах).

Кроме того, в процессе выдерживания бетон следует предохранять от механических повреждений. Поэтому установка опалубки, лесов и движение людей по забетонированной конструкции допускается только после набора бетона прочности не менее 1,5 МН/м3 (15 кгс/см2).

7. Контроль качества бетонных работ. Приемка работ

Контроль качества бетонной смеси начинается в заводских лабораториях и продолжается на всех этапах, включая ее транспортировку, укладку, уплотнение и выдерживание.

На строительной площадке осуществляется текущий контроль, за соблюдением технологии производства работ. У места укладки проверяют соответствие заданному классу, однородность и подвижность бетонной смеси, используя конус. Если смесь при транспортировании расслоилась, немедленно следует принять меры по ее восстановлению (табл. 8).

Таблица 8. Контроль качества бетонной смеси и бетона (СП 70.13330)

Для контроля прочности на строительной площадке перед укладкой смеси в конструкцию отбирают серию образцов из 2-3 кубиков (рис. 46). Число серий зависит, прежде всего, от объема укладываемого бетона. Так, для контроля прочности фундаментов отбирают по 3 образца-кубика на каждые 100 м3 бетона (но не менее одной серии на каждый блок); при объемах до 100 м3 – на каждый бетонируемый элемент; при объемах бетонирования более 1000 м3 – одну серию образцов на каждые 500 м3 укладываемого бетона; менее 1000 м3 одну серию на каждые 250 м3.

Рис. 46. Образцы бетона для контроля прочности

Для сооружений, возводимых в скользящей опалубке – на каждые 50 м3 не менее 3-х серий (примерно на каждые 2 м высоты); при бетонировании каркасных и тонкостенных конструкций – на каждые 20 м3 уложенного бетона.

Выдерживают образцы в построечных условиях, испытывают в возрасте 3, 7 и 28 суток в лаборатории. Прочность бетона считается достаточной, если ни в одной из испытанных серий не обнаружено снижения прочности по сравнению с проектной (она должна составлять не менее 85% марочной). Если снижение более чем на 15% от проектной, состав бетона и другие мероприятия корректируют совместно с проектной организацией.

Для испытания на водонепроницаемость серии образцов отбирают из каждых 500 м3 бетона.

Рис. 47. Неразрушающий метод контроля бетона — ультразвуковая диагностика

Для более реального состояния прочности качество бетона контролируют так же разрушающими и неразрушающими методами. В первом случае из тела конструкции выбуривают керны, которые в дальнейшем испытывают на прочность. Во втором – о прочности судят по величине отпечатка, оставляемого бойком или шариком после удара о поверхность бетона, либо по величине упругого отскока ударника или молоточка (рис. 48, 50), а так же по скорости распространения ультразвуковых волн (рис. 47) и проникающей радиации.

Рис. 48. Разновидности молотка Шмидта

Законченные бетонные и железобетонные конструкции принимают после достижения бетоном проектной прочности.

Рис. 49. Измеритель толщины
защитного слоя бетона

Комиссия сначала проверяет по рабочим чертежам (или исполнительным чертежам в случае значительных отступлений от проекта) соответствие проекту внешних габаритов, формы, размеров, правильность расположения сооружения в плане и высоте, толщину защитного слоя (рис.49).

Рис. 50. Контроль прочности бетона методом отрыва со скалыванием

Устанавливают наличие и соответствие проекту проемов, отверстий, каналов, расположения закладных деталей, качество выполнения деформационных швов и открытых поверхностей. Требования приемки приведены в табл. 29.

Таблица 9. Требования к законченным бетонным и железобетонным конструкциям или частям сооружений (СП 70.13330)

Проверяют прочность, а в отдельных случаях морозостойкость и водонепроницаемость. Приемной комиссии должны быть предоставлены журналы работ, акты на скрытые работы, документы о согласовании всех изменений в чертежах, данные о результатах испытаний контрольных образцов и др.

Все отклонения не должны превышать   приведенных в [4,5]. Приемная комиссия заканчивает работу составлением требуемых актов.

8. Техника безопасности при производстве бетонных работ

При приготовлении, подаче, укладке и уходе за бетоном, заготовке и установке арматуры, а также установке и разборке опалубки (далее выполнении бетонных работ) необходимо предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

При наличии опасных и вредных производственных факторов безопасность бетонных работ должна быть обеспечена на основе выполнения содержащихся в организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.) следующих решений по охране труда:

Цемент необходимо хранить в силосах, бункерах, ларях и других закрытых емкостях, принимая меры против распыления в процессе загрузки и выгрузки. Загрузочные отверстия должны быть закрыты защитными решетками, а люки в защитных решетках закрыты на замок.

При использовании пара для прогрева инертных материалов, находящихся в бункерах или других емкостях, следует применять меры, предотвращающие проникновение пара в рабочие помещения.

Спуск рабочих в камеры, обогреваемые паром, допускается после отключения подачи пара, а также охлаждения камеры и находящихся в ней материалов и изделий до 40°C.

Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных ППР, а также нахождение людей, непосредственно не участвующих в производстве работ на установленных конструкциях опалубки, не допускается.

Для перехода работников с одного рабочего места на другое необходимо применять лестницы, переходные мостики и трапы, соответствующие требованиям СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

При устройстве сборной опалубки стен, ригелей и сводов необходимо предусматривать устройство рабочих настилов шириной не менее 0,8 м с ограждениями.

Опалубка перекрытий должна быть ограждена по всему периметру. Все отверстия в рабочем полу опалубки должны быть закрыты. При необходимости оставлять эти отверстия открытыми их следует затягивать проволочной сеткой.

После отсечения части скользящей опалубки и подвесных лесов торцевые стороны должны быть ограждены.

Для защиты работников от падения предметов на подвесных лесах по наружному периметру скользящей и переставной опалубки следует устанавливать козырьки шириной не менее ширины лесов.

Ходить по уложенной арматуре допускается только по специальным настилам шириной не менее 0,6 м, уложенным на арматурный каркас.

Съемные грузозахватные приспособления, стропы и тара, предназначенные для подачи бетонной смеси грузоподъемными кранами, должны быть изготовлены и освидетельствованы согласно Приказу Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

На участках натяжения арматуры в местах прохода людей должны быть установлены защитные ограждения высотой не менее 1,8 м.

Устройства для натяжения арматуры должны быть оборудованы сигнализацией, приводимой в действие при включении привода натяжного устройства.

Запрещается пребывание людей на расстоянии ближе 1 м от арматурных стержней, нагреваемых электротоком.

При применении бетонных смесей с химическими добавками следует использовать защитные перчатки и очки.

Работники, укладывающие бетонную смесь на поверхности, имеющей уклон более 20°, должны пользоваться предохранительными поясами.

Эстакада для подачи бетонной смеси автосамосвалами должна быть оборудована отбойными брусьями. Между отбойными брусьями и ограждениями должны быть предусмотрены проходы шириной не менее 0,6 м. На тупиковых эстакадах должны быть установлены поперечные отбойные брусья.

При очистке кузовов автосамосвалов от остатков бетонной смеси работникам запрещается находиться в кузове транспортного средства.

Заготовка и укрупнительная сборка арматуры должна выполняться в специально предназначенных для этого местах.

Зона электропрогрева бетона должна иметь защитное ограждение, удовлетворяющее требованиям государственной стандартизации, световую сигнализацию и знаки безопасности.

Работа смесительных машин должна осуществляться при соблюдении следующих требований:

При выполнении работ по заготовке арматуры необходимо:

Элементы каркасов арматуры необходимо пакетировать с учетом условий их подъема, складирования и транспортирования к месту монтажа.

Бункеры (бадьи) для бетонной смеси должны соответствовать требованиям государственных стандартов. Перемещение загруженного или порожнего бункера разрешается только при закрытом затворе.

При укладке бетона из бункера расстояние между нижней кромкой бункера и ранее уложенным бетоном или поверхностью, на которую укладывается бетон, должно быть не более 1 м, если иные расстояния не предусмотрены ППР.

Ежедневно перед началом укладки бетона в опалубку необходимо проверять состояние тары, опалубки и средств подмащивания. Обнаруженные неисправности следует незамедлительно устранять.

Перед началом укладки бетонной смеси виброхоботом необходимо проверять исправность и надежность закрепления всех его звеньев между собой и к страховочному канату.

При подаче бетона с помощью бетононасоса необходимо:

При невозможности удаления пробки следует снять давление в бетоноводе, простукиванием найти место нахождения пробки в бетоноводе, расстыковать бетоновод и удалить пробку или заменить засоренное звено.

При установке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать после закрепления нижнего яруса.

Разборка опалубки должна производиться после достижения бетоном заданной прочности.

Минимальная прочность бетона при распалубке загруженных конструкций, в том числе от собственной нагрузки, определяется ППР и согласовывается с проектной организацией.

При разборке опалубки необходимо принимать меры против случайного падения элементов опалубки, обрушения поддерживающих лесов и конструкций.

При передвижении секций катучей опалубки и передвижных лесов необходимо принимать меры, обеспечивающие безопасность работающих. Лицам, не участвующим в этой операции, находиться на секциях опалубки или лесов запрещается.

При уплотнении бетонной смеси электровибраторами перемещать вибратор за токоведущие кабели не допускается, а при перерывах в работе и при переходе с одного места на другое электровибраторы необходимо выключать.

При устройстве технологических отверстий для пропуска трубопроводов в бетонных и железобетонных конструкциях алмазными кольцевыми сверлами необходимо на месте ожидаемого падения керна оградить опасную зону.

При электропрогреве бетона монтаж и присоединение электрооборудования к питающей сети должны выполнять только электромонтеры, имеющие квалификационную группу по электробезопасности не ниже III.

В зоне электропрогрева необходимо применять изолированные гибкие кабели или провода в защитном шланге. Не допускается прокладывать провода непосредственно по грунту или по слою опилок, а также провода с нарушенной изоляцией.

Зона электропрогрева бетона должна находиться под круглосуточным наблюдением электромонтеров, выполняющих монтаж электросети.

Пребывание работников и выполнение работ на этих участках не допускается, за исключением работ, выполняемых по наряду-допуску в соответствии с межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок.

Открытая (незабетонированная) арматура железобетонных конструкций, связанная с участком, находящимся под электропрогревом, подлежит заземлению (занулению).

После каждого перемещения электрооборудования, применяемого при прогреве бетона, на новое место следует измерять сопротивление изоляции мегаомметром.

По материалам: Разработка технологической карты на монолитные работы : учеб.-метод. пособие / А. Н. Василенко, Д.А. Казаков, И.Е. Спивак, А.Н. Ткаченко; Воронеж. гос. техн. ун-т. Воронеж, 2017

Exit mobile version