В первую очередь при проектировании производства монолитных работ следует выбрать грузозахватные приспособления, средства для пакетирования и подачи опалубки, арматуры и бетонной смеси на проектную отметку, а также приспособления, обеспечивающие безопасное ведение работ.
Элементы опалубки обычно подаются к месту её установки пакетами (шиты, стойки, балки) или в контейнерах (стяжки, скрутки и т.п.). Возможно так же предварительное укрупнение опалубки в блоке из отдельных щитов с последующей подачей блока (рис. 1). Схемы строповки некоторых грузов дополнительно представлены на рис. 2.

В настоящее время получили широкое распространен крановые монтажные захваты для опалубки (рис. 1 г, з). Они обеспечивают возможность быстро закреплять опалубочные щиты к стропам подъёмного крана и безопасно транспортировать их на место установки и обратно. Применение захватов позволяет значительно сэкономить время и средства при выполнении погрузочно-разгрузочных операций. Они существенно облегчают стропирование грузов. Специальная конструкция захвата, изготовленная под профиль щита, позволяет обеспечить надёжное и безопасное его удерживание во время подъёма и перемещения подъёмным краном.

Существует множество видов захватов: 30-03, 30-04. АТС. АГС-М. захват для опалубки гамма. Старый Оскол и пр. В табл. 1 указаны некоторые виды захватов и их краткая характеристика.

Арматурные элементы подаются отдельно или пакетами.
Так как основной объем бетонной смеси (до 85% укладываемого объема) подается кранами в бадьях, то следует рационально подойти к выбору бадьи (переносных бункеров) для бетонирования конкретных конструкций.
По конструкции и принципу действия бадьи (переносные бункеры) бывают поворотные (БП) и неповоротные (БН) (рис. 3).

Переносной бункер должен обеспечивать:
- приемку бетонной смеси из самосвалов, перегрузочных устройств, автобетоновозов. автобетоносмесителей, стационарных и передвижных бетоносмесительных устройств:
- непрерывную порционную выгрузку бетонной смеси до полного опорожнения бадьи;
- возможность транспортирования с помощью кранов;
- герметичность, исключение потерь цементного молока.
Технические характеристики переносных бункеров представлены в табл. 2-4.

Для бетонирования немассивных конструкций (отдельно стоящих фундаментов небольших объемов обычных колонн, балок, ригелей, перекрытий, покрытий, тонких стен и т.п.) применяют переносные бункера обоих типов объемом 0,5 — 1 м³. Для конструкций средней массивности (фундаменты под здания и сооружения средних объемов мощных каркасов, подпорных стенок и т.п.) -переносные бункеры объемом 1 — 2м³. Массивные конструкции -объемом более 2м³. Более подробная методика определения вместимости бадьи изложена ниже.
Для подачи всех вышеперечисленных грузов необходимо подобрать грузозахватные приспособления, грузоподъемность которых должна быть больше массы поднимаемого груза. Такими приспособлениями являются различные стропы (универсальные, одно- и многоветвевые) и траверсы для подъема различных арматурных элементов.

Строп (от лат. stroppus, «витой шнур», с голланд., strop — «петля». Стропы — грузозахватное приспособление, предназначенное для строповки (захвата) штучных грузов, подъема, перемещения. На конце стропы для более комфортного захвата груза оснащены кольцом, скобой, крюком, карабином.
Существует три вида строп: стропы канатные, стропы текстильные и цепные стропы. Использование в грузовой работе того или иного вида строп зависит от габаритов груза и от рода работы, которую необходимо выполнить с ним. Основные характеристики строп приведены в табл. 4.

Конструкция канатных и цепных стропов практически идентична. Один конец стропы имеет петлю или звено, а противоположный — грузозахватное приспособление. Но в отличии от цепных строп, канатные стропы могут оснащаться петлей с коушем. Текстильные стропы могут быть или плоской лентой с петлями на обоих концах, или иметь вид кольца.


Текстильные стропы — наиболее универсальные из всех видов строп. Их изготавливают из текстильной тканой ленты, материал — полиэстер, пропилен, полиамид, капрон и др. Этот тип строп набирает все большую популярность, так как обладает гибкостью, легкостью и большой грузоподъемностью. Стропы из текстиля не царапают и не деформируют грузы при транспортировке. Текстильные стропы состоят из двух ременных слоев. Цвет стропов из текстиля отличается в зависимости от допустимых нагрузок. Срок эксплуатации текстильных стропов продлевает специальная защитная ткань в области петель строп или по всей длине текстильной стропы. Текстильные стропы предназначены для подъема и перемещения различных грузов весом от 1 до 60 тонн, требующих мягкого захвата, не нарушающего покрытия, формы и структуры груза.

Схемы строповки представлены выше в данном учебно-методическом пособии. Технические характеристики приведены в табл. 6.

Все выбранные приспособления и средства малой механизации должны быть представлены в табл. 7.

По материалам: Разработка технологической карты на монолитные работы : учеб.-метод. пособие / А. Н. Василенко, Д.А. Казаков, И.Е. Спивак, А.Н. Ткаченко; Воронеж. гос. техн. ун-т. Воронеж, 2017