DWGФОРМАТ | ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Высокоскоростной, адаптивный монтаж светопрозрачных ограждающих конструкций высотных зданий конвейерным методом

Молодин В. В., Котков Р. В. Высокоскоростной, адаптивный монтаж светопрозрачных ограждающих конструкций высотных зданий конвейерным методом / СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО № 4 (44)’2022 / Материалы Международной научно-практической конференции «Технологии, организация и управление в строительстве» TOMiC-2022 / УДК 69.057.4 / DOI: 10.54950/26585340_2022_4_106

Введение

В настоящее время в мегаполисах по всему миру строятся высотные здания различного назначения — и практически все они защищены «стеклянными» оболочками, т. е. ограждающие конструкции выполнены из свето прозрачных материалов. Исторический анализ развития архитектуры высотных зданий и технологий в области устройства светопрозрачных ограждающих конструкций показывает, что современное строительство зданий со «стеклянными» оболочками не является остановившимся во времени процессом и отражает поступательную динамику в эволюции строительной техники — постоянный поиск новых, более совершенных конструктивных решений и архитектурных концепций. Сегодняшний спектр «стеклянных оболочек» настолько широк и разнообразен, что не может быть очерчен строгими рамками какого-либо системного описания [1].

Устройство ограждающих конструкций высотных зданий можно разделить на три абсолютно разных технологических процесса: изготовление, доставку и крепление на основные несущие конструкции зданий. В настоящее время технология монтажа следующая: ограждающие конструкции изготавливаются и в разобранном виде штучно доставляются на объект, далее — подъем, циклический (подъем — «холостой» спуск — подъем), не автоматизированный процесс, который осуществляется максимально легкими элементами, и сборка (всегда высотные работы). Автоматизация работ по своевременной доставке материала не только упростит, но и существенно сократит сроки строительства.

Исследованием конвейерного производства занимались Г. Форд [2], Т. Оно [3], в настоящее время С. А. Сычев [4; 5], Г. М. Бадьин [6] и другие ученые и практики [7]. Результаты их исследований показали, что доставка «работы» к исполнителю сокращает трудоемкость работ и многократно удешевляет трудовой процесс. Отечественные исследователи Б. В. Кочетов, К. А. Огай, и К. В. Клевцов [8] показали, что возможно создание строительно-монтажного конвейера, который делает строительство из набора разнообразных непоследовательных, неповторяющихся технологических операций правильно организованным, цикличным и автоматизированным процессом, с возможностью роботизации.

Обязательными условиями успешного и экономически эффективного индустриального конвейерного строительства на современном этапе являются:

В большей степени этим условиям соответствует наиболее совершенный и прогрессивный способ строительного производства — монтаж ограждающих конструкций высотного здания крупными панелями (фасадными модульными элементами) со сборкой их на заводском автоматизированном конвейере.

Сборка отдельных ограждающих элементов здания или сооружения и их монтаж с использованием строительно-монтажного конвейера в значительной степени приближают условия строительства к условиям промышленного производства.

Целью настоящего исследования было предложение метода совершенствования и повышения эффективности монтажа ограждающих конструкций, который обладает в сравнении с аналогами большей экономичностью и скоростью, простотой проектирования и монтажа (сборки), а сам фасад — необходимой прочностью, качественными тепло- и влагостойкостью, ремонтопригодностью, надежной пожаробезопасностью и длительными сроками эксплуатации.

Системно-функциональный анализ современных методов монтажа ограждающих конструкций высотных зданий

Классификация светопрозрачных ограждающих конструкций высотного здания

Основой исследовательского материала является анализ существующих методов монтажа ограждающих конструкций высотных зданий, который покажет возможности современной техники и технологий, положительные и отрицательные моменты, на которых необходимо заострить внимание. В первую очередь, надо понимать, что единой системы и классификации светопрозрачных ограждающих конструкций в мире нет, но с опорой на нормативную базу устройства навесных стен (панелей), разработанную в 60-х годах прошлого века, развитие и совершенствование профильных систем привело к унификации и единой практике устройства ограждающих конструкций. На современном этапе можно определить четыре основные направления развития светопрозрачных систем.

Стоечно-ригельная система: единая конструкция монтируется из отдельных стержневых элементов, вертикальных стоек (профилей) и горизонтальных ригелей и заполняется как светопрозрачными, так и непрозрачными элементами, доставляется в разобранном виде, поэлементно, монтаж только снаружи — с лесов, люлек.

Модульная (элементная) система: базовой конструктивной единицей (ячейкой) системы является неделимый элемент — панель полной заводской готовности, которая доставляется в собранном виде. Сборка производится изнутри здания без монтажа лесов и люлек.

Гибридная система объединяет свойства стоечноригельной и модульной систем. Модульные элементы монтируются с перекрытия и закрывают часть здания от перекрытия до перекрытия, зона в районе перекрытий монтируется снаружи подобно стоечно-ригельной системе.

Спайдерная система (от англ, spider — паук) предполагает способ крепления стекла или стеклопакета, исключающий опирание по контуру. Крепление светопрозрачного элемента на несущих конструкциях осуществляется в нескольких точках при помощи специальных крепежных элементов — спайдеров. Таким образом создается полный каркас по принципу стоечно-ригельной системы, при котором крепление только изнутри не возможно.

Классический метод модульного монтажа светопрозрачных ограждающих конструкций высотного здания

Во всем мире, в т. ч. в России, в настоящее время для высотных зданий в подавляющем большинстве случаев используется модульный монтаж. К монтажу ограждающих конструкций приступают с отставанием от устройства основных несущих конструкций здания и для этого используют люльки, строительные леса приставные или подвесные. Для подъема модулей до монтажного горизонта используют монтажный кран, и при таком «свободном» подъеме не исключается повреждение изделия от климатических (ветер, осадки, низкие температуры и др.) и техногенных факторов (падение при подъеме, удар о конструкции и др.) (рисунок 1а). Также для подъема используют одно- и/или двухмачтовые фасадные подъемники, в зависимости от требуемых характеристик фасадных элементов, грузоподъемностью до 10т и длинами 14-40 м. Фасадные платформы пригодны для вертикального перемещения как строительных конструкций, так и людей. В зависимости от грузоподъемности и размеров, скорость подъема платформ колеблется в пределах 7-96 м/мин. После подъема модульные элементы перегружаются на перекрытие здания и перевозятся по монтажному горизонту внутри здания непосредственно к месту монтажа, где устанавливаются на фасад с помощью мини-кранов или лебедок. Следует отметить, что в это время на расположенных выше этажах ведутся бетонные или монтажные работы с подъемом грузов и конструкций в одном рабочем пространстве с хрупкими светопрозрачными деталями.

Рис. 1. Традиционный способ монтажа фасадных модулей: а) свободный подъем фасадных модулей; б) мини-кран

Одна захватка занимает до 7 этажей по высоте и охватывает фасад по всему периметру. Монтаж модулей рекомендуется осуществлять с отставанием от монолитных работ примерно на 5 этажей. Это обусловлено удобством совмещения технологических процессов и способствует скорейшей сдаче в эксплуатацию нижних ярусов возводимого здания.

Мини-краны для монтажа ограждающих конструкций обладают широким диапазоном характеристик: грузоподъемность 2-40 тонн, высота подъема груза 5-15 метров, скорость движения 2-40 км/ч, собственный вес машины — 2-45 тонн, двигатель может быть электрическим, дизельным или комбинированным, привод — колесный или гусеничный. Конструкция телескопической стрелы, малые габариты и высокая мобильность некоторых моделей делают их полностью адаптированными для применения внутри здания (рисунок 16). Имеется возможность оборудовать краны люльками и вакуумными струбцинами для осуществления монтажа в труднодоступных местах [7].

Традиционная технология монтажа светопрозрачных ограждающих конструкций схематически показана на рисунке 2. При таком способе монтажа модульные элементы крепятся с помощью кронштейнов, заранее закрепленных на несущих конструкциях здания, или в стержневые конструкции подсистемы и становятся частью здания. Высота фасадных элементов обычно не более 7 метров (до 2 этажей здания), работы выполняются снизу вверх в течение всего периода возведения здания.

Рис. 2. Традиционный способ монтажа модульных элементов: 1 — горизонтальное перемещение (доставка); 2 — вертикальное перемещение (подъем); 3 — горизонтальное перемещение (перевозка по монтажному горизонту); 4 — установка

Фасадные модули могут быть как прозрачными, так и непрозрачными, либо совмещать в себе прозрачные и непрозрачные элементы. При необходимости прозрачный фасадный элемент можно сделать матовым или непрозрачным с внутренней стороны, не нарушая единообразия наружной стороны. Максимально исключая импосты и стыки, можно получить идеально гладкий, сплошь стеклянный фасад. Габаритные размеры элементов обеспечивают их использование как при строительстве жилых, так и общественных зданий. Конструктивная особенность модулей позволяет частично решить проблему, связанную с повреждением и деформациями ограждающих конструкций в результате ползучести бетона.

Доставка ограждающих конструкций к месту монтажа — это сложный циклический процесс, при котором подъем конструкций чередуется с «холостым» ходом, спуском грузоподъемного механизма за следующей партией изделий, поэтому подъем материалов и конструкций занимает продолжительное время. В настоящее время, в связи с нарастанием темпов устройства основных несущих конструкций высотных зданий, темпы монтажа ограждающих конструкций, достигнув своего технического предела, начинают серьезно отставать, создавая дисбаланс в общем темпе строительства. Время требует новую технологию монтажа ограждающих конструкций, соответствующую технологии и темпам возведения высотного здания.

Материалы и методы

Строительно-монтажный конвейер для монтажа модульных светопрозрачных ограждающих конструкций

При усовершенствовании способов монтажа ограждающих конструкций высотного здания важно и необходимо исключить технологический простой из-за «холостого» хода за следующей партией материалов, т. е. организовать бесперебойную и своевременную доставку материала к месту монтажа, т. е. подобно машиностроительному конвейеру создать бесперебойную доставку «работы» прямо в руки исполнителю. Альтернативой существующим методам будет метод, при котором для подъема не используются отдельные грузоподъемные приспособления, а используются части, конструкции здания. Чтобы применить такой способ, необходимо в процессе монтажа каркаса создать вертикальную транспортную магистраль, которая впоследствии станет частью здания. Это предложение решается устройством вертикальных направляющих (возможно наклонных или радиальных) от низа до верха здания, установленных с шагом, равным ширине модульного элемента. Изначально направляющие профили будут использоваться для создания траектории движения и удержания модуля во время подъема, позже — для крепления фасадных модулей к основным несущим конструкциям здания.

Строительство в России осложнено суровыми климатическими условиями: продолжительным зимним периодом, сильными ветрами, проблемами логистики строительных материалов. Решение проблемы возможно при концентрации производства в крупных городах с наличием необходимого количества специалистов. Создание специализированного завода для изготовления светопрозрачных панелей дает возможность выполнения 95 % работы в комфортных условиях крупного производства, способствующих гарантированному качеству изделий. Оставшиеся 5 % работ — это работы на строительной площадке по монтажу элементов, которые возможно выполнять небольшим количеством монтажников с помощью несложного и недорогого оборудования.

Также необходимо обратить внимание на то, что стекольное производство в мире, в т. ч. в России, позволяет производить стекло размером 3210 х 6000 мм, после обработки которого максимально возможный размер стеклопакета — 3000 х 6000 мм (18 м²). Выполняя изготовление фасадных модулей данного размера, мы имеем минимальное количество отходов от раскройки материала. Добавив с внутренней стороны по вертикальным краям стеклопакета крепежные уголки, получим фасадный модульный элемент, который с помощью болтового соединения способен закрепиться к направляющему профилю.

После изготовления, для удобства транспортировки и возможности перегрузки наиболее распространенными автомобильными кранами малой грузоподъемности, фасадные модульные элементы складываются в паллеты по 4-8 шт в зависимости от массы элементов, с условием, что общая масса паллеты не должна превышать 15 т. Паллеты оборудованы петлями для переноски и колесами для перекатки, также на паллете фасадные модули могут быть дополнительно накрыты от повреждений и загрязнений, а также закреплены специальной лентой.

До места строительства фасадные модули перевозятся в паллетах железнодорожным, речным и автомобильным транспортом на низкоосных автомобилях — панелевозах (или специализированном автотранспорте для перевозки крупноформатного стекла — Джамбовозах) — и перегружаются автомобильными кранами. Паллеты с фасадными модулями доставляются в крытый временный склад, оборудованный кран-балкой грузоподъемностью не менее 15 т. Транспорт, доставивший фасадные модули, разгружают с помощью кран-балки, ею же грузят в автомобили для доставки к строящемуся зданию.

Для устройства фасада из модулей размером 6000 х 3000 мм с высотой установки равной 2 этажам (6000 мм) на основные несущие конструкции высотного здания с шагом 3000 мм по горизонтали, равному ширине фасадных модульных элементов, также на каждом перекрытии (или колоне) с шагом не более высоты модуля (6000 мм) устанавливаются кронштейны для возможности регулировки установки в 3 плоскостях. К кронштейнам крепятся направляющие профили, выполняющие функцию «вертикальной железной дороги» на фасаде здания (рисунок За, б). Установка направляющих профилей даст возможность подъема ограждающих конструкций с нулевой отметки до монтажного горизонта с помощью лебедки, без применения других механизмов (кранов, люлек, лифтов, рохлей, и др.), т. к. наличие подвижной стрелы не требуется. Для этого на верхних отметках здания устанавливается мини-кран, лебедка. Установка на направляющих профилях балки с неподвижным механическим блоком позволит установить лебедку ниже уровня подъема фасадных элементов. К тросу лебедки закрепляется подъемная платформа, которая, в свою очередь, закреплена колесным узлом к направляющим профилям, т. е. перемещается по «вертикальным рельсам».

Рис. 3. Конвейерная технология: а), б) на каркас здания крепят направляющие профили; в), г), д), е) способ монтажа сверху вниз; ж) способ монтажа снизу вверх; з) общий вид фасада конвейерного метода; и) монтаж модульного элемента, вид изнутри

Для доставки модулей с приобъектного склада до строящегося здания используют автомобиль с крано-манипуляторным устройством. С его помощью модули переводятся в необходимое положение (вертикальное или горизонтальное в зависимости от проекта) и закрепляются к подъемной платформе, на которой они поднимаются до монтажного горизонта, после установки модуля платформа свободно спускается уже не по рельсам, освобождая рельсы для подъема следующего модульного элемента, тем самым организуя конвейер. Для монтажа ограждающих конструкций звено монтажников делится на две части: одни занимаются доставкой элементов до монтажного горизонта, другие устанавливают его в проектное положение и закрепляют (рисунок Зв). Монтажники, находясь на монтажном горизонте, после установки модуля переходят на другой этаж или соседнюю захватку и приступают к монтажу вновь поднятого модуля.

Организация строительно-монтажного конвейера исключает технологический простой («холостой» ход крана) в ожидании доставки элементов, работы ведутся непрерывно. Монтаж ведется сверху вниз (рисунок Зв, г, д, е), модульные элементы устанавливаются ярусами (этажами), т. е. полностью закрывается ярус, и появляется возможность приступить к «чистовым» отделочным работам [9; 10].

Для монтажа ограждающих конструкций снизу вверх (рисунок Зж) к направляющим профилям дополнительно крепится направляющий профиль (рельс), который создает траекторию подъема с относом от уже установленного фасада. К направляющим профилям рельс крепится через вертикальный шов фасадных модулей. Рельс может быть 2 типов: съемный предназначен только для подъема фасадных модулей, выполненный из дешевых материалов, и рельс металлический, тяжелый, который остается на фасаде и будет использоваться как магистраль для движения фасадной люльки, обслуживающей фасад.

Эффективность применения конвейера при устройстве ограждающих конструкций, выраженная в сокращении трудозатрат и повышении производительности труда, достигается за счет:

Вся конвейерная технология монтажа ограждающих конструкций кратко показана на рисунке 4.

Рис. 4. Конвейерная технология монтажа ограждающих конструкций высотного здания: 1 — фасадный модульный элемент;2 — укомплектованная паллета с модульными элементами; 3 — перевозка ж/д транспортом; 4 — перегрузка паллет с модулями автокраном; 5 — перевозка панелевозами; 6 — хранение на приобъектном складе; 7 — установка модулей в подъемную платформу;8 — подъем, вертикальная транспортировка

Результаты

Преимущества конвейерного монтажа

Конвейерное производство — это система поточной организации производства, при которой производство разделено на простейшие короткие операции, а перемещение деталей осуществляется автоматически. Одновременно независимо выполняются операции над несколькими объектами, проходящими различные стадии [11].

Поскольку производственной апробации технологии еще не выполнялось, мы ориентируемся на теоретические выводы, полученные в результате анализа конструктивных решений и методов монтажа ограждающих конструкций современных высотных зданий модульным методом, а также моделирования технологии. Предложенный метод совершенствования и повышения эффективности монтажа ограждающих конструкций открывает следующие положительные моменты.

Экономичность (материалоемкость). Согласно теплотехническому расчету, вес стеклопакета 6000 х 3000 мм из силикатного стекла для города Новосибирска будет составлять 2073 кг (115 кг/м²) [12] + вес рамы модульного элемента (≈ на 1 м² — 10 кг) и вес направляющих профилей (≈ на 1 м2 — 65 кг), следовательно, масса системы в целом составляет на 1 м² = 65 + 10 + 115 = 190 кг/м² (при весе 1 п. м направляющей = 124 кг), что на 10 % легче ограждающих конструкций, примененных на МФЦ «Лахта-центр», на котором, согласно данным официального сайта, вес ограждающих конструкций составляет 210 кг/м². Для дальнейшего уменьшения веса конструкций возможно изменение светопрозрачного материала, добавление на стекла теплоотражающих покрытий (ТОП), исключение рамы модульного элемента и изменение конструкции направляющих профилей.

Скорость монтажа ограждающих конструкций. Для закрепления 1 фасадного модуля размером 3000 х 6000 мм с помощью 2 крепежных уголков L = 6000 мм необходимо выполнить следующие виды работ:

Для определения временных затрат на монтаж модуля возьмем государственные нормативы на выполнение строительных работ согласно сборникам ГЭСН:

  1. Трудозатраты, согласноГЭСН 09-05-003-01 «Постановка болтов: строительных с гайками и шайбами» [13], на одно соединение составляют 0,119 чел.-ч (» 7 минут). Опытным путем доказано, что применение шуруповерта сокращает затраты труда по закручиванию болтов на 30 %. Следовательно, трудозатраты на монтаж одного элемента составят 26×0,119×0,7 = 2,17 чел.-ч.
  2. Трудозатраты, согласно ГЭСН 07-01-037-02 «Заполнение вертикальных швов стеновых панелей: упругими прокладками» [14], на устройство 1 метра составляет 0,0651 чел.-ч (≈ 4 минуты), для монтажа одного элемента потребуется 9 х 0,0651 = 0,59 чел.-ч.

Общие трудозатраты на монтаж одного модульного элемента, согласно утвержденным нормам, составят: 2,17 + 0,59 = 2,76 чел.-ч. При вертикальной установке фасадного модуля лучшим будет звено из 6 человек по 3 человека на этаж: двое выполняют закрепление модуля со стремянок (один слева, другой справа), еще один выполняет закрепление снизу, дополнительно подавая инструмент и материалы монтажникам, находящимся на стремянках.

Время на установку одного модульного элемента 18 м² звеном из 6 человек:

Скорость монтажа ограждающей конструкции составляет:

Для сравнения скорость монтажа традиционным способом на МФК «Лахта-Центр» в г. Санкт-Петербурге (Россия) составила 75,5 м²/дн., согласно аналитическим данным, полученным в п. 2.4 [12].

Простота проектирования и монтажа заключается в следующем: конструкция состоит из кронштейна, направляющего профиля, соединительного элемента фасадного модуля и рельса. Такое максимальное уменьшение количества элементов приведет к упрощению проектирования, т. к. все узлы являются типовыми. При мон-

таже не требуются декатировочные чертежи, достаточно набора элементарных деталей и конструкций, что, в свою очередь, приведет к ускорению проектирования и монтажа.

Экономическая эффективность (стоимость работ) будет выражаться в сокращении трудозатрат (сроков строительства), упрощении квалификации строителей; также сокращение сроков, помимо очевидного удешевления, приведет к сокращению условно постоянных расходов, составляющих до 50 % от общей суммы накладных расходов; вырастет эффективность капиталовложений в отсутствии необходимости покупки (аренды) и эксплуатации дорогостоящих грузоподъемных механизмов. Всё вышеперечисленное положительно отразится на охране труда и технике безопасности, пожарной безопасности, охране объекта и др.

Продолжительность выполнения работ по монтажу ограждающих конструкций в случае применения конвейерного метода сокращается в 2,5-3 раза за счет:

Технико-экономические показатели (м²). Техникоэкономическое сравнение конвейерного метода и традиционного способа монтажа приведено в таблице 1.

Табл. 1. Технико-экономическое сравнение конвейерного метода и традиционных технологий

Особенностью эксплуатационных характеристик являются:

  1. Долгосрочная эксплуатация из-за коррозийной и химической стойкости материалов (модульный элемент — стекло, подсистема и рельс — алюминий).
  1. Достаточная прочность, тепло- и влагостойкость при правильном определении исходных данных для проектирования, т. к. фасадный модульный элемент — это стеклопакет из силикатного стекла с элементами крепления с внутренней стороны, практика применения которого показывает высокие эксплуатационные характеристики и возможность применения таких стеклопакетов в любых климатических зонах.
  2. Ремонтопригодность — возможность замены одного из модульных элементов на фасаде эксплуатируемого здания с помощью системы обслуживания.
  3. Пожаробезопасность, т. к. все материалы конструкции имеют группу горючести НГ (негорючие материалы), не поддерживают горение, не выделяют газы.
  4. Безопасность строительства исключает воздействие климатических, погодных и региональных условий на процесс строительства, многие из которых носят вероятностный характер, т. к. они подвержены резким и частым изменениям в короткие промежутки времени (ураганы, тайфуны, резкое падение температуры и др.), а также исключает техногенное воздействие при подъеме (падение, удар и др.).
  5. Возможность возведения здания на труднодоступных и стесненных строительных площадках, в т. ч. без установки монтажного крана.

Заключение

Моделирование организационно-технологических процессов высокоскоростного монтажа ограждающих конструкций из модульных элементов доказывает работоспособность и возможность практического применения данной технологии. Сравнение предложенного метода с традиционными технологиями показывает, что монтаж крупноформатными модульными элементами заводского изготовления — это совершенная и прогрессивная форма технологии монтажа, которую следует развивать и совершенствовать. Конвейерный метод позволяет значительно сократить сроки строительства по сравнению с поэлементным монтажом.

Укрупнение модульных ограждающих конструкций не всегда экономически оправдано. Оно не рационально, если габариты монтируемого объекта незначительны. Эффекта от ускорения монтажных работ не будет при малой и средней этажности здания (высотой менее 9 этажей).

Применение конвейерного метода монтажа ограждающих конструкций высотных зданий считается целесообразным при высоте здания более 9 этажей и площадях фасадов не менее 5 захваток, т. е. свыше 400 м² («нижняя» граница рационального использования конвейерного метода состоит из высоты 4-5 модулей, т. е. 8-10 этажей).

Бесспорным достоинством конвейерной сборки является перенос максимального объема работ в крытые цеха, где у рабочего есть постоянное рабочее место, под рукой необходимая оснастка, материалы и конструкции. На земле в более комфортных условиях (комнатная температура, отсутствие осадков), по сравнению с работой на высоте, значительно сокращаются трудозатраты по сборке модульных фасадных элементов и, при необходимости, по установке инженерных коммуникаций и по производству отделочных работ, что улучшает культуру производства и сокращает производственный травматизм.

Вследствие возможности выполнения работ при низких температурах и сильных ветрах данный способ монтажа рекомендуется для районов Арктики и Крайнего Севера, также возможны полная автоматизация и роботизация работ и уменьшение затрат ручного труда.

Благодарность — ЗАО «Ломмета» в лице генерального директора Андрея Анатольевича Мороза, за технические консультации в вопросах устройства светопрозрачных ограждающих конструкций высотных зданий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борискина, И. В. Здания и сооружения со светопрозрачными фасадами и кровлями / И. В. Борискина ; Инженерно-информационный Центр Оконных Систем. — Санкт-Петербург, 2012.-400 с.
  2. Форд, Г. Моя жизнь и моё дело / Г. Форд. — Москва : Концеп-туал, 2019. — 288 с.
  3. Оно, Т. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства /Т. Оно ; пер. с англ.; Институт комплексных стратегических исследований. — Москва, 2008. — 208 с.
  4. Сычев, С. А. Высокотехнологичная строительная система скоростного возведения многофункциональных полносборных зданий / С. А. Сычев // Жилищное строительство. -2016,- № 3,-С. 43-48.
  5. Сычев, С. А. Высокотехнологичные, энергоэффективные и адаптивные (роботизированные) системы строительства в сложных условиях строительства / С. А. Сычев // Жилищное строительство. — 2016. — № 8. — С. 26-35.
  6. Бадьин, Г. М. Комплексная оценка технологичности возводимых зданий и сооружений / Г. М. Бадьин, Б. С. Мосаков // Известия высших учебных заведений. Строительство. — 2014. -№ 7.-С. 103-111.
  7. Афанасьев, А. А. Модульные фасады в высотном строительстве / А. А. Афанасьев, А. А. Журин // Вестник МГСУ. — 2011. — № 1.-С.19-23.
  8. Кочетов, Б. В. Строительно-монтажный конвейер / Б. В. Кочетов, К. А. Огай, К. В. Клевцов. — Москва : Стройиздат, 1974. -168 с.
  9. Ограждающая конструкция высотного здания : патент 2020118075 Рос. Федерация, МПК Е06В 7/00 / Р. В. Котков, автор; заявители и патентообладатели Р. В. Котков, А. А. Мороз, В. В. Молодин, ФГБОУ ВО НГАСУ (Сибстрин) : № RU 2756821 С1 ; заявл. 21.05.2020 ; опубл. 06.10.2021. -Москва : Роспатент, 2021.
  10. Способ монтажа модульных ограждающих конструкций высотных зданий : патент Россия № RU 2760654 С1/Заявители и патентообладатели Р. В. Котков, А. А. Мороз, В. В. Молодин, ФГБОУ ВО НГАСУ (Сибстрин) : опубл. 29.11.2021.- Москва : Роспатент, 2021.
  11. Конвейерное производство : [текст] // Электронная энциклопедия «Википедия», — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Конвейерное_производство (дата обращения: 13.12.2022).
  12. Котков, Р. В. Прогрессивные технологии устройства светопрозрачных ограждающих конструкций высотных зданий модульным методом : выпускная квалификационная работа магистра // Котков Роман Васильевич ; НГАСУ (Сибстрин). -Новосибирск, 2021.
  13. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы : ГЭСН 81-02-09-2001 : Сборник № 9. Строительные металлические конструкции : утв. и внес. Приказом Мин-вом строит, и ЖКХ РФ от 30.01.2014 г. №31/пр // Приложение к периодическому печатному изданию «Цестник ценообразования и сметного нормирования». — Февраль 2014 г., вып. 2 (155). — Москва, 2014. — Издание официальное,- 99 с.
  14. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы : ГЭСН 81-02-07-2001: Сборник № 7. Бетонные и железобетонные конструкции сборные : утв. и введ. в дейст. постановлением Госстроя России от 26 апреля 2000 года № 36 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов «Кодекс».-Москва : Госстрой России, 2000,- Издание официальное.
Exit mobile version