Фарфель М.И. История создания и реконструкций Большой спортивной арены стадиона «Лужники». Вестник НИЦ «Строительство». 2023;38(3):82–105. https://doi.org/10.37538/2224-94942023-3(38)-82-105

Аннотация

Введение. В статье рассказывается об изменении покрытия над Большой спортивной ареной (БСА) стадиона «Лужники» с начала возведения и до наших дней. Показывается, как изменялось покрытие над трибунами БСА, включая три реконструкции стадиона, которые осуществлялись по различным причинам в течение 65-летней истории существования.

Цель. Показать процесс и особенности возведения покрытия над трибунами арены и создания стадиона, удовлетворяющего требованиям Международной федерации футбола (FIFA) для стадионов, на которых проводятся матчи открытия и финала Кубка мира по футболу.

Материалы и методы. Приведены способы создания уникального большепролетного покрытия стального купольного типа, имеющего наибольший безопорный пролет для сооружений такого класса, равный 310 м. Автором статьи описан процесс проектирования, проведения испытаний большеразмерной модели и испытаний в аэродинамической трубе специально изготовленной модели для определения снеговой и ветровой нагрузок. Подробно показан процесс монтажа покрытия, сборки наружного опорного контура и установки их на колонны. Описан процесс сборки внутреннего контура, периметр которого составил около 600 м, а вес – 4500 тс. После сборки внутреннего контура он в течение трех дней целиком был поднят на проектную отметку, которая достигала приблизительно значения 50 м. После этого между наружным опорным и внутренним контурами устанавливались криволинейные балки, между которыми монтировались кольцевые фермы. На каркас купола впервые в строительной практике нашей страны установлена светопрозрачная кровля из поликарбонатных панелей. Это была вторая реконструкция покрытия. Первая проводилась к Олимпиаде-80 в Москве. Третья реконструкция покрытия проведена для удовлетворения строгих требований FIFA. В ходе проведения реконструкции были демонтированы старые трибуны и сооружены новые. Увеличена площадь покрытия над трибунами, которые стали приближены к полю на 17 м, чтобы зрители были защищены от атмосферных осадков. Приняты меры для обеспечения несущей способности существующего большепролетного покрытия при проведении реконструкции стадиона.

Результаты. Разработана и осуществлена реконструкция Большой спортивной арены стадиона «Лужники». Реконструированная арена признана УЕФА (Европейской федерацией футбола) одним из лучших стадионов мира и получила квалификацию «Элит».

Выводы. Принципы реконструкции стадиона большой вместимости на примере усовершенствования Большой спортивной арены стадиона «Лужники» можно использовать для удовлетворения требований FIFA на других аренах с трибунами не менее 80 000 зрителей.

Введение

В данной работе рассказывается о создании и реконструкции главного стадиона страны. В статье объясняются причины проведения всех реконструкций стадиона, объясняются способы изготовления и монтажа покрытия над стадионом, а также мероприятия при проведении реконструкции к Кубку мира по футболу в 2018 году для удовлетворения требований Международной федерации футбола (FIFA).

Цель

Показать процесс создания покрытия над трибунами арены и создания стадиона, удовлетворяющего требованиям FIFA для стадионов, на которых проводятся матчи открытия и финала Кубка мира по футболу.

Сооружение стадиона «Лужники»

Решение о строительстве комплекса спортивных сооружений «Лужники» принято Советом Министров СССР в 1954 году. Архитекторами стадиона были А. В. Власов, И. А. Рожин, Н. Н. Уллас и А. Ф. Хряков. Инженерами являлись В. Н. Насонов, И. М. Резников, В. М. Поликарпов. Причем В. Н. Насонов был в то время директором ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко.

Проектирование комплекса завершилось за 90 дней, 31 июля 1956 года стадион был открыт. Его строительство осуществилось за 450 дней.

Рис. 1. Вид стадиона с 1956 по 1979 год
Рис. 1. Вид стадиона с 1956 по 1979 год

Первоначальная вместимость стадиона составляла 110 тыс. зрителей, но в качестве посадочных мест были сплошные деревянные лавки (рис. 1).

Первым спортивным мероприятием, состоявшимся на стадионе, был футбольный матч между командами РСФСР и КНР. А несколько дней спустя на БСА стартовала первая Спартакиада народов СССР.

Первая реконструкция БСА состоялась перед Олимпиадой 1980 года. Были смонтированы четыре осветительные башни, обеспечивающие освещенность арены порядка 2000 люкс, что позволяло вести с Олимпиады телепередачи в цветном формате, также была установлена чаша олимпийского огня (рис. 2).

Рис. 2. Вид стадиона с 1980 по 1996 год
Рис. 2. Вид стадиона с 1980 по 1996 год

На БСА прошли соревнования по различным видам спорта, включая футбольные матчи олимпийского турнира, а также церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр 1980 года (рис. 3).

Рис. 3. БСА во время Олимпиады 1980 года
Рис. 3. БСА во время Олимпиады 1980 года

Создание покрытия над трибунами БСА стадиона «Лужники»

Вторая реконструкция состоялась из-за того, что Международная федерация футбола (FIFA) выпустила требования о том, что все зрители, присутствующие на стадионе, должны быть защищены от атмосферных осадков. Необходимо было над зрительными местами создать покрытие.

После длительного конкурса принято решение его создать в форме стержневого стального купола, причем покрытие должно опираться на колонны, отстоящие от конструкций стадиона на 5 м.

Авторами проекта покрытия над стадионом «Лужники» были архитекторы А. Г. Оспенников, Г. Е. Ермилина, Т. В. Катунина; инженеры В. В. Ханджи, А. В. Ханджи от МНИИП «Моспроект-4»; сотрудники ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко В. Б. Микулин, М. И. Фарфель. В результате запроектировано и затем осуществлено большепролетное покрытие с наибольшим в мире безопорным пролетом для такого класса сооружения, который составил 310 м.

Перед началом проектирования в аэродинамической трубе была осуществлена продувка модели будущего покрытия, т. к. в нормах [1] отсутствовали данные по значениям атмосферных нагрузок. Это позволило определить реальные значения снеговых и ветровых нагрузок для проведения расчета покрытия и проверки несущей способности входящих в его состав стальных элементов [3, 4, 9] (рис. 4).

Рис. 4. Испытание модели в аэродинамической трубе
Рис. 4. Испытание модели в аэродинамической трубе

Кроме того, была испытана большепролетная модель покрытия, на которой выяснялась работа системы от действия на нее разнообразных нагрузок (рис. 5) [4].

Рис. 5. Испытание большепролетной модели покрытия БСА
Рис. 5. Испытание большепролетной модели покрытия БСА

На этой же модели проведена попытка смоделировать осадку опор, опирающихся на основание. Были удалены из работы одна, две и три колонны. Такая схема, кроме своего первоначального назначения, явилась прообразом моделирования испытаний для проверки устойчивости конструкции от прогрессирующего обрушения (рис. 6).

Рис. 6. Испытания, моделирующие устойчивость каркаса от прогрессирующего обрушения, исключением из работы: а – одной колонны; б – двух колонн; в – трех колонн
Рис. 6. Испытания, моделирующие устойчивость каркаса от прогрессирующего обрушения, исключением из работы: а – одной колонны; б – двух колонн; в – трех колонн

Кроме модели сооружения испытывались отдельные модели фрикционного соединения, а также выяснялась работа нового типа кровли из светопрозрачного поликарбоната. Испытания проведены в лаборатории испытаний ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко (рис. 7) [4]. После проведения всех испытаний и выпуска проекта покрытия, в состав которого входил и расчет с проверкой несущей способности всех конструкций системы [9], на двух заводах металлоконструкций были изготовлены элементы покрытия, которые затем были доставлены на строительную площадку для их сборки в пространственный каркас покрытия.

Рис. 7. Испытания узлов и частей БСА: а – узел фрикционного соединения монтажных элементов;б – испытания светопрозрачной поликарбонатной панели
Рис. 7. Испытания узлов и частей БСА: а – узел фрикционного соединения монтажных элементов;б – испытания светопрозрачной поликарбонатной панели

Отметим особенности каркаса покрытия стадиона. Купол покрытия шарнирно оперт на колонны, которые, в свою очередь, шарнирно прикреплены к фундаменту, что позволяет колоннам воспринимать только сжимающие продольные усилия при отсутствии изгибающих моментов. Этот прием позволяет сократить материалоемкость колонны и облегчить создание узлов прикрепления колонны к покрытию и к фундаменту.

Монтаж колонн покрытия изображен на рис. 8 [4].

Рис. 8. Монтаж наружного опорного контура: а – установка наружного опорного контура на колонны;б – верхняя часть колонны; в – узел сопряжения колонны с наружным контуром
Рис. 8. Монтаж наружного опорного контура: а – установка наружного опорного контура на колонны;б – верхняя часть колонны; в – узел сопряжения колонны с наружным контуром

Осуществление шарнирного опирания выполняется при помощи отфрезерованных торцов опорных элементов.

Далее расскажем о монтаже. Он представлял сложную техническую задачу, т. к. нужно было собрать два контура – наружный и внутренний. Периметр наружного опорного контура – более 900 м, а внутреннего контура – около 600 м длиной [4].

Поясним, как собирался наружный опорный контур. На предварительно установленные и выверенные в проектное положение колонны устанавливались монтажные отправочные марки, которые имели длину, соответствующую транспортному габариту, т. е. около 12 м, и высоту не более 3,6 м. Каждый последующий монтажный элемент соединялся с предыдущим при помощи фрикционных соединений на высокопрочных болтах.

Для обеспечения полной сборки наружного опорного контура в овальное кольцо были предусмотрены четыре компенсационных стыка, в которых устранялись неточности монтажа. На рис. 9 показан процесс монтажа наружного опорного контура.

Рис. 9. Установка наружного контура на колонны: а – колонны покрытия БСА; б – наружный опорный контур покрытия БСА
Рис. 9. Установка наружного контура на колонны: а – колонны покрытия БСА; б – наружный опорный контур покрытия БСА

Вернемся к узлу опирания колонны на фундамент и напомним, что он запроектирован и выполнен шарнирным. Узел и общий вид колонны показаны на рис. 10.

Рис. 10. Колонна покрытия: а – общий вид колонны; б – нижняя часть колонны покрытия БСА
Рис. 10. Колонна покрытия: а – общий вид колонны; б – нижняя часть колонны покрытия БСА
Рис. 11. Сборка внутреннего контура на подмостях
Рис. 11. Сборка внутреннего контура на подмостях
Рис. 12. Внутренний контур собран
Рис. 12. Внутренний контур собран
Рис. 13. Подъем внутреннего контура на проектную отметку
Рис. 13. Подъем внутреннего контура на проектную отметку

Следующим этапом был монтаж криволинейных радиальных балок, которые одним концом опирались на наружный опорный контур, а другим – на внутренний (рис. 14).

Рис. 14. Монтаж криволинейных радиальных балок
Рис. 14. Монтаж криволинейных радиальных балок

Монтаж радиальных балок осуществлялся в строгой последовательности, чтобы избежать нежелательных деформаций двух контуров.

После установки всех радиальных балок между ними были смонтированы кольцевые фермы. Совокупность всех установленных элементов обеспечивала необходимую жесткость, устойчивость и неизменяемость покрытия БСА. Вид на стадион во время монтажа показан на рис. 15.

Рис. 15. Вид на покрытие БСА во время монтажа
Рис. 15. Вид на покрытие БСА во время монтажа

После полной сборки каркаса впервые в строительной практике нашей страны проведено устройство светопрозрачной кровли из поликарбоната немецкой фирмы «Макролон». Ее монтаж показан на рис. 16.

Рис. 16. Монтаж светопрозрачной кровли: а – подъем светопрозрачной панели;б – монтаж панели на покрытие БСА
Рис. 16. Монтаж светопрозрачной кровли: а – подъем светопрозрачной панели;б – монтаж панели на покрытие БСА

На рис. 17 и 18 показаны фасад и интерьер стадиона после возведения покрытия над трибунами [4, 7, 8].

Рис. 17. Фасад стадиона после возведения покрытия
Рис. 17. Фасад стадиона после возведения покрытия
Рис. 18. Интерьер стадиона после возведения покрытия над трибунами БСА
Рис. 18. Интерьер стадиона после возведения покрытия над трибунами БСА

Реконструкция стадиона к Кубку мира 2018 года

Следующий этап в истории стадиона «Лужники» – это реконструкция стадиона к чемпионату мира по футболу в 2018 году в России. Стадион был выбран главной ареной чемпионата, на которой должны быть проведены матчи открытия и финала.

Однако он не удовлетворял строгим требованиям FIFA для проведения таких мероприятий. Для этого нужно было провести реконструкцию. Назовем отдельные требования, которым не удовлетворял стадион:

– вместимость. Она должна была составлять 89 тысяч зрителей;

– расстояние в плане от углового флажка до крайнего ряда должно составлять 190 м для обеспечения максимальной комфортности и видимости для зрителей при проведении спортивных мероприятий. На стадионе эта величина была 240 м;

– ширина ступени гребенки трибун должна составлять 80 см для свободного прохода зрителей к своему месту;

– отсутствие скай-боксов, в которых располагались VIP-места для зрителей;

– отсутствие на стадионе зон для прессы и другие требования, которые мы не будем здесь перечислять.

Требование по вместимости удалось решить в результате переговоров московской администрации с президентом FIFA. Оно было снижено до 80 тысяч зрителей.

В ходе подготовки к реконструкции предлагалось либо снести существующий стадион и на его месте построить новый, либо демонтировать старое покрытие и заменить его новым. Варианты реконструкции приведены на рис. 19.

Рис. 19. Варианты реконструкции стадиона «Лужники»
Рис. 19. Варианты реконструкции стадиона «Лужники»

Однако нынешний стадион является одним из символов города Москвы, находится на золотой оси города, на нем было проведено множество знаковых спортивных мероприятий. Поэтому удалось убедить руководство города оставить неизменным его внешний вид. В этом большую роль кроме автора статьи сыграли нынешний директор ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко И. И. Ведяков, известные специалисты нашего института М. Р. Урицкий, П. Д. Одесский, П. Г. Еремеев при поддержке вице-президента РААСН В. И. Травуша.

Авторами реконструкции являлись: архитекторы, работающие в ООО «Спич», А. А. Шубкин, С. О. Кузнецов и А. Э. Чобан. Инженеры реконструкции стадиона «Лужники» – сотрудники ООО «Метрополис» А. В. Любарцев и А. Е. Кущенко; сотрудник ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко АО «НИЦ «Строительство» М. И. Фарфель.

Реконструкция заключалась в сохранении существующего стального купольного покрытия с увеличением его площади и фасадных трибун, а также полной заменой трибун с удовлетворением требований FIFA при сохранении несущей способности несущих конструкций, что представляло собой сложную инженерную задачу, которая была успешно решена [5, 10].

Устойчивость покрытия была обеспечена установкой крестовых трубчатых связей между колоннами стадиона (рис. 20).

Рис. 20. Временные вертикальные связи для обеспечения устойчивости покрытия БСА
Рис. 20. Временные вертикальные связи для обеспечения устойчивости покрытия БСА

На рис. 21 показан демонтаж старых трибун. Для обеспечения устойчивости исторической фасадной стены в последних пролетах старых трибун установлены временные вертикальные связи (рис. 22).

Рис. 21. Демонтаж трибун стадиона «Лужники»
Рис. 21. Демонтаж трибун стадиона «Лужники»
Рис. 22. Меры по обеспечению устойчивости исторической фасадной стены
Рис. 22. Меры по обеспечению устойчивости исторической фасадной стены

Для определения нагрузок от снега и ветра проведены продувки модели реконструируемого покрытия в аэродинамической трубе ООО «Фирма «Уникон» М. М. Березиным и М. А. Березиным (рис. 23), которые использовались при проведении прочностных расчетов нового покрытия [11], по результатам которых специалистами ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко АО «НИЦ «Строительство» И. В. Лебедевой и Д. С. Богачевым составлены рекомендации по назначению этих нагрузок.

Рис. 23. Испытание модели в аэродинамической трубе для определения снеговых и ветровых нагрузок
Рис. 23. Испытание модели в аэродинамической трубе для определения снеговых и ветровых нагрузок

В ходе выполнения работ по реконструкции были проведены испытания, в которых выяснялось влияние температурных воздействий на несущую способность высокопрочных предварительно напряженных болтов, а также проведены испытания реальных узлов соединения старой части покрытия с новой консольной частью, увеличивающей площадь уникального большепролетного покрытия БСА. Это показано на рис. 24 и 25.

Рис. 24. Испытания влияния температуры на несущую способность высокопрочных болтов: а – сварка модели элемента, позволяющего увеличить площадь покрытия БСА; б – проверка натяжения высокопрочных болтов
Рис. 24. Испытания влияния температуры на несущую способность высокопрочных болтов: а – сварка модели элемента, позволяющего увеличить площадь покрытия БСА; б – проверка натяжения высокопрочных болтов
Рис. 25. Испытания реального узла соединения консольной части покрытия с существующей частью покрытия БСА
Рис. 25. Испытания реального узла соединения консольной части покрытия с существующей частью покрытия БСА

В проведении испытаний, обследовании покрытия перед проведением монтажа, научно-техническом сопровождении реконструкции на стадии изготовления, монтажа и осуществлении реконструкции трибун, при сохранении исторической фасадной стены стадиона, принимали участие специалисты ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко М. И. Гукова, Д. Ю. Коняшин, Д. В. Кондрашов, С. В. Гуров, О. И. Пономарев, А. А. Минасян. На рис. 26 показан консольный элемент, увеличивающий площадь покрытия БСА, и его вид при сборке в кондукторе. Установленные на покрытие элементы консольной части показаны на рис. 27.

Рис. 26. Консольный элемент, увеличивающий площадь покрытия БСА, в кондукторе
Рис. 26. Консольный элемент, увеличивающий площадь покрытия БСА, в кондукторе
Рис. 27. Монтаж консольной части покрытия БСА
Рис. 27. Монтаж консольной части покрытия БСА

В процессе реконструкции осуществлялся мониторинг напряженно-деформированного состояния элементов покрытия по специально разработанной в ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко системе. Приборы системы защищены патентом. Этот процесс показан на рис. 28, где изображено проведение измерений непосредственно на самом покрытии и на временных вертикальных связях [6]. Продолжаются работы по мониторингу деформированного состояния покрытия под руководством и непосредственно специалистами ООО Фирма «ЮСТАС» А. И. Вдовенко, М. В. Марковым, А. Р. Артемьевым, Я. В. Грицишиным.

Рис. 28. Измерение напряжений при проведении реконструкции стадиона «Лужники»
Рис. 28. Измерение напряжений при проведении реконструкции стадиона «Лужники»

Стадиону «Лужники» Европейской международной федерацией (УЕФА) присвоен статус «Элит». Он признан одним из лучших стадионов по комфортности в мире (по оценке президента международной федерации Д. Инфантино). Сертификат изображен на рис. 29.

Рис. 29. Документ, подтверждающий присвоение стадиону «Лужники» статуса «Элит»
Рис. 29. Документ, подтверждающий присвоение стадиону «Лужники» статуса «Элит»

Окончательный вид реконструированных трибун показан на рис. 30.

Рис. 30. Смонтированные трибуны стадиона, удовлетворяющие требованиям FIFA
Рис. 30. Смонтированные трибуны стадиона, удовлетворяющие требованиям FIFA

Также во время реконструкции была проведена полная замена кровли из поликарбоната на новую. Она не поддерживает горение, снижает величину инфракрасного излучения и изготовлена фирмой «Макролон», которая изготавливала поликарбонат при сооружении покрытия БСА, что изображено на рис. 31.

Рис. 31. Установка новых светопрозрачных панелей из поликарбоната
Рис. 31. Установка новых светопрозрачных панелей из поликарбоната

Вид стадиона и его интерьер после проведения реконструкции показан на рис. 32 [4, 5, 10].

Рис. 32. Фасад (а) и интерьер (б) реконструированного стадиона, который удовлетворяет требованиям FIFA для стадионов, на которых проводятся матчи открытия и финала Кубка мира по футболу
Рис. 32. Фасад (а) и интерьер (б) реконструированного стадиона, который удовлетворяет требованиям FIFA для стадионов, на которых проводятся матчи открытия и финала Кубка мира по футболу

Одной из новых архитектурных особенностей реконструируемого покрытия явилось устройство медиакровли, работу которой можно оценить, рассматривая рис. 33.

Рис. 33. Медиакровля на реконструированном покрытии БСА
Рис. 33. Медиакровля на реконструированном покрытии БСА

Фасад стадиона во время проведения Кубка мира приведен на рис. 34.

Рис. 34. БСА во время проведения Кубка мира по футболу
Рис. 34. БСА во время проведения Кубка мира по футболу

На рис. 35 показаны церемонии открытия и финала матчей чемпионата мира по футболу 2018 года, состоявшиеся на Большой спортивной арене стадиона «Лужники».

Рис. 35. Матчи Кубка мира по футболу 2018 года: а – матч открытия чемпионата мира;б – финальный матч чемпионата мира
Рис. 35. Матчи Кубка мира по футболу 2018 года: а – матч открытия чемпионата мира;б – финальный матч чемпионата мира

На рис. 36 изображено вручение Кубка мира по футболу победителю турнира, сборной Франции, президентом РФ В. В. Путиным, а на рис. 37 показан праздничный салют, состоявшийся во время закрытия соревнований.

Рис. 36. Вручение Кубка мира по футболу победителю чемпионата президентом РФ В. В. Путиным
Рис. 36. Вручение Кубка мира по футболу победителю чемпионата президентом РФ В. В. Путиным
Рис. 37. Торжественное закрытие Кубка мира по футболу
Рис. 37. Торжественное закрытие Кубка мира по футболу

Выводы

Принципы реконструкции стадиона большой вместимости на примере усовершенствования Большой спортивной арены стадиона «Лужники» можно использовать для удовлетворения требований FIFA на других аренах с вместимостью не менее 80 000 зрителей, чтобы на них можно было проводить матчи открытия и финала Кубка мира по футболу и другие знаковые спортивные мероприятия по футболу, в том числе финал Лиги чемпионов и матчи чемпионата Европы, включая его финал.

Список литературы

  1. СП 20.13330.2016. Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85* (с Изменениями № 1, № 2 и № 3, № 4) [интернет]. Режим доступа: https://tk-expert.ru/uploads/files/ docs/%D0%A1%D0%9F%20%D0%9D%D0%90%D0%93%D0%A0%D0%A3%D0%97%D0%9A%D0%98%20%D0%92%D0%9E%D0%97%D0%94%D0%95%D0%99%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%98%D0%AF%20 %D0%90%D0%9A%D0%A2%D0%A3%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%97%D0%98%D0%A0%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%9D%D0%90%D0%AF%20%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%90%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%AF%20%D0%A1%D0%9D%D0%98%D0%9F%2002.01.07-85%20%D0%A1%D0%9F%20 20.13330.2016%202022-05-30.pdf
  2. СП 16.13330.2017. Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81* (с Изменениями № 1, № 2 и № 3, № 4 и № 5) [интернет]. Режим доступа: https://protect.gost.ru/document.aspx?control=7& baseC=101&RegNum=54&DocOnPageCount=100&page=1&id=217968
  3. СП 294. 1325800.2017. Конструкции стальные. Правила проектирования [интернет]. Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/fff/konstruktsii-stalnye.pdf
  4. Алешин В.В., Баранов Д.С., Беликов Ю.М., Берклайд М.М., Бобряшов В.В., Бобряшов В.М. и др. Покрытие Большой спортивной арены стадиона «Лужники» (проектирование, научные исследования и строительство). Москва: Фортэ; 1998.
  5. Фарфель М.И., Гукова М.И., Коняшин Д.Ю., Кущенко А.Е., Любарцев А.В. Особенности реконструкции Большой спортивной арены стадиона «Лужники» к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Вестник НИЦ «Строительство». 2017;(3):74–92.
  6. Фарфель М.И. Обеспечение безаварийной эксплуатации уникального большепролетного покрытия Большой спортивной арены олимпийского стадиона «Лужники». Строительная механика и расчет сооружений. 2012;(6):56–61.
  7. Микулин В.Б., Фарфель М.И. Ханджи А.В. Покрытие Большой спортивной арены Олимпийского комплекса в Лужниках. В: ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко 80 лет. Москва: ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко; 2007, с. 46–55.
  8. Mikulin V.B., Khandzhi A.V. Design and construction of mayor sports arena in Luzhniki. Moscow. In: Spatial structures in new and renovation projects of buildings and construction: Theory, investigations, design, erection: Proceedings: Intern. congr. ICSS-98, June 22–26, 1998. Moscow; 1998, рр. 113–114.
  9. Микулин В.Б., Попов Н.А., Отставнов В.А., Фарфель М.И. Расчет покрытия Большой спортивной арены Олимпийского комплекса «Лужники». Сейсмостойкое строительство. Безопасность сооружений. 2003;(6):38–42.
  10. Ведяков И.И., Фарфель М.И. Научно-техническое сопровождение проектирования, изготовления и монтажа и эксплуатации при реконструкции Большой спортивной арены «Лужники» в г. Москве к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Вестник НИЦ «Строительство». 2019;22(3):27–41.
  11. Лебедева И.В., Фарфель М.И., Коняшин Д.Ю., Березин М.М. Экспериментальное исследование распределения снеговых нагрузок на покрытии Большой спортивной арены «Лужники». Вестник НИЦ «Строительство». 2022;35(4):40–61. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-4(35)-40-61

Информация об авторе

Михаил Иосифович Фарфель, канд. техн. наук, заведующий лабораторией нормирования, реконструкции и мониторинга уникальных зданий и сооружений ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко АО «НИЦ «Строительство»; доцент кафедры металлических и деревянных конструкций НИУ МГСУ, Москва

e-mail: farfelmi@yandex.ru тел.: +7 (499) 170-10-87