Акимов С. Ф., Шаленный В.Т. Альтернативное использование несущих элементов инвентарных опалубочных систем при монтаже и демонтаже железобетонных перекрытий // Строительство и техногенная безопасность №33(85) 2024 // УДК 69.057:69.059.7

Аннотация

В работе обоснована целесообразность применения широко распространённых несущих стоек, рамных систем и балок для устройства опалубок монолитных перекрытий многоэтажного гражданского строительства в других разновидностях строительных работ в сборно-монолитном строительстве и при реконструкции гражданских объектов. Показаны примеры и описание организационно-технологических схем возведения сборно-монолитных каркасов с применением в качестве поддерживающих элементов инвентарных пространственных рам и стоек регулируемой длины с клееными деревянными балками преимущественно известных фирм Doka и PERI для организации выверки и временного закрепления многопустотных плит перекрытий при их монтаже. Представлены примеры использования тех же несущих элементов опалубочных систем в проектах реконструкции и ликвидации многоэтажных гражданских объектов. В этих случаях они предназначались для обеспечения устойчивости реконструируемых частей зданий при их разделении и извлечении по намеченным частям. Для чего показаны схемы использования запатентованных авторами технологий алмазной резки железобетонных конструкций в проектах реконструкции гражданских зданий в Крыму.

Предмет исследования: технологическое оснащение производства строительно-монтажных и реконструкционных работ для обеспечения их эффективности и безопасности с использованием балок, рам и стоек инвентарных опалубочных систем монолитных и сборно-монолитных железобетонных перекрытий.

Материалы и методы: анализ состояния вопроса по литературным и патентным источникам, обоснование целесообразности и моделирование технологии и организации строительно-монтажных и реконструкционных работ на конкретных гражданских объектах Крыма, оценка экономической эффективности, производственной и экологической безопасности предлагаемых инноваций.

Результаты: обоснованно представлены организационно-технологические схемы устройства временных поддерживающих и регулирующих систем для монтажа и демонтажа железобетонных перекрытий, составленных из инвентарных элементов индустриальных опалубочных систем как отечественного, так и зарубежного происхождения. Показана технологическая и экономическая эффективность, а также техническая и экологическая целесообразность инноваций по соображениям безопасности жизнедеятельности.

Выводы: Показана целесообразность использования элементов инвентарных опалубочных систем монолитных перекрытий для создания из них временных поддерживающих конструкций при монтаже и демонтаже железобетонных перекрытий. Представлены примеры такого применения при монтаже перекрытий сборно-монолитных каркасов конкретных гражданских объектов, а также алмазной резке подобных конструкций при их реконструкции или ликвидации.

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа содержит обобщение ранее выполненных нами разработок, проектных организационно-технологических решений использования несущих элементов распространенных инвентарных опалубочных систем монолитного домостроения не в традиционном их применении, а в относительно менее очевидном, но достаточно эффективном использовании – сборно-монолитном домостроении и реконструкции ранее возведённых зданий и сооружений. Кроме оценки экономической эффективности предлагаемых технологических разработок, решаются при этом и безусловно важные вопросы безопасности прогрессивных строительно-монтажных и реконструкционных работ.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА, ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛИ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наиболее подробный обзор современных опалубочных систем для монолитного гражданского строительства представлен в работах С.М. Анпилова из Тольятти [1, 2]. Традиционно проблемами эффективности строительных технологий монолитного и сборно-монолитного строительства занимаются ученые НИУ МГСУ под руководством профессоров В.И. Теличенко [3, 4], А.А. Лапидуса [3-5], П.П. Олейника [6-9] и В.Д. Топчия [10]. Существенный вклад в развитие данного направления внесли также специалисты Урала [11-14], Белгорода [15], Волгограда [15] и Новосибирска [16]. Отмечаем здесь и работы специалистов Донбасской национальной академии строительства и архитектуры под руководством профессора Югова А.М. [17, 18].

Опыт применения зарубежных опалубочных систем Doka и PERI на объектах Днепропетровска и Крыма приведен и в наших монографиях [19, 20]. Однако в перечисленных работах лишь частично затрагиваются вопросы оценки возможности и эффективности безопасного применения стандартизированных несущих элементов опалубочных систем не для традиционного производства монолитных железобетонных конструкций, а и на других видах строительства и реконструкции. Как исключение, следует отметить выполненную в НИУ МГСУ кандидатскую диссертацию Бунта А.М. [21], где рассматриваются вопросы эффективности и применимости инвентарных стальных стоек с домкратами для аналогичных работ. Приведем также пример недавно опубликованного изобретения пространственной рамной конструкции с наклонными стойками регулируемой длины для опалубки перекрытий [22], которую можно приспособить и для монтажа и демонтажа горизонтальных железобетонных конструкций.

С другой стороны, научно-проектные изыскания давно и плодотворно развиваются и в направлении совершенствования технологии и организации работ по реконструкции и ликвидации ранее возведённых объектов. Особую актуальность такие работы, к сожалению, приобретают для регионов, где завершились или пока еще идут боевые действия.

К ранее перечисленным научным коллективам, прежде всего, здесь следует добавить работы специалистов из Санкт-Петербурга [23, 24] и Ростова-на-Дону с Волгоградом [25-27]. Проблемы технологии разборки с повторным использованием полученных материалов для нового строительства освещаются также в публикациях специалистов из Воронежа [28]. Но перечисленные авторы мало касаются существа проблемы безопасности производства ликвидационных работ даже при их выполнении традиционными способами. А это очень важная проблема, хотя бы потому, что «… аварийность и травматизм в строительстве за 2 года после введения так называемого саморегулирования с 1 января 2010 г. увеличились почти в 2 раза» [29]. Относительно безопасной из технологий разборки и разделения строительных конструкций следует признать технологию их резки алмазным оборудованием хотя бы потому, что такую резку можно производить дистанционно по отношению к указанным элементам. В России и бывшем СССР совершенствованием и внедрением алмазного оборудования для резки и обработки железобетонных конструкций занимается профессор Жадановский Б.В. из НИУ МГСУ [3033]. Кроме последней, перечисленные известные публикации с его участием почти не касаются организации безопасного и эффективного производства работ по демонтажу плитных железобетонных конструкций.

Но, как утверждает и последний автор [34], к настоящему времени, российский рынок насыщается машинами иностранного производства. К ним, в первую очередь, следует отнести машины для резания, фрезерования, сверления и шлифования каменных, бетонных и железобетонных конструкций, а именно фирм производителей «HILTI», «WACKER», «Sundt», «ICS», «JCB», «CEDIMA», «UrtelDiamant- werkzeuge», «WEKA-Elektrowerkzeuge», «Diacom», «PentrudetbyTRACTIVE», «HYDRO-TEC», «SUPERA-BRASIVE», «Hitachi». В связи с чем, достаточно остро стоит проблема безопасного и эффективного применения, поступающих и на российскую стройку прогрессивных машин, оборудования и технологической оснастки.

Цель данной статьи – формирование комплекса эффективных и безопасных организационнотехнологических решений монтажа и демонтажа плитных железобетонных конструкций с нетрадиционным применением несущих элементов индустриальных опалубочных систем и мобильных средств подмащивания.

Задачи:

• Анализ состояния вопроса с обоснованием целесообразности и эффективности применения элементов индустриальных опалубочных систем и средств подмащивания в сборно-монолитном строительстве и реконструкции гражданских объектов;

• Обобщение и представление разработанных и апробированных нами организационнотехнологических моделей производства монтажнодемонтажных работ с нетрадиционным применением несущих элементов упомянутых систем;

• Оценка ожидаемой эффективности и требуемой безопасности представленных и уже частично апробированных организационно-технологических решений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Наш первый опыт применения инвентарных пространственных рам индустриальной опалубочной системы PERI был получен при разработке и внедрении проектов организации строительства и производства работ по возведению сборно-монолитного каркаса торгово-развлекательного комплекса Мириада в Днепропетровске под руководством профессора Савицкого Н.В. [35] и изложен в монографии [19] и 4 разделе уже переизданного учебника [36]. Поэтому здесь повторим лишь одну организационно-технологическую схему, поясняющую пример применения и инвентарных пространственных рам и отдельных стальных стоек с домкратами, в верхних вилках которых устанавливали двутавровые балки из клееной древесины (Рис. 1). На эти балки устанавливали, как листы фанеры монолитных ригелей, так и предварительно поэтажно монтируемые многопустотные плиты перекрытий длиной 7,2 м.

Рис. 1. Организационно-технологическая схема устройства перекрытий подземного паркинга (а) и первого этажа (б) торгово-выставочного центра с использованием поддерживающих балок, рам и стоек регулируемой длины из опалубочной системы PERI
Рис. 1. Организационно-технологическая схема устройства перекрытий подземного паркинга (а) и первого этажа (б) торгово-выставочного центра с использованием поддерживающих балок, рам и стоек регулируемой длины из опалубочной системы PERI

Следует признать, что данная конструктивно-технологическая система была лишь развитием, известных еще из советских времен, систем АРКОС, а затем и БелНИИС. В этой системе используются и собственная белорусская опалубочная система МОДОСТР, включающая опалубочные щиты из влагостойкой фанеры, деревянные двутавровые балки, стальные стойки и пространственные рамы с винтовыми домкратами (Рис. 2).

Рис. 2. Элементы опалубочной системы МОДОСТР для устройства сборно-монолитных перекрытий
Рис. 2. Элементы опалубочной системы МОДОСТР для устройства сборно-монолитных перекрытий

Аналогично предложенной нами и представленной выше технологии, и в этой схеме, предварительно монтируются и выверяются указанные элементы инвентарной опалубочной системы, а уже затем монтируют многопустотные плиты перекрытий, после чего бетонируют конструкции ригелей и оставшиеся не заполненными, монолитные участки перекрытия.

Пространственная поддерживающая конструкция нашла применение и в оригинальной зарубежной системе Dycore (Рис. 3).

Рис. 3. Устройство сборно-монолитного каркаса системы Dycore: 1 – колонна, 2 – сборная плита перекрытия; 3 –нижний сборный элемент балки; 4 – ее верхняя монолитная часть; 5 – пространственная поддерживающая рамная система
Рис. 3. Устройство сборно-монолитного каркаса системы Dycore: 1 – колонна, 2 – сборная плита перекрытия; 3 –нижний сборный элемент балки; 4 – ее верхняя монолитная часть; 5 – пространственная поддерживающая рамная система

В российской сборной системе КУБ с ее последующими модификациями находят применение как инвентарные стальные стойки и клееные деревянные балки двутаврового сечения, так и оригинальные поддерживающе-регулировочные элементы технологического оснащения собственной запатентованной разработки (Рис. 4).

Рис. 4. Фото и схема монтажа сплошных железобетонных плит перекрытий как на инвентарные стойки и балки опалубочной системы, так и специально разработанный опорный столик системы КУБ
Рис. 4. Фото и схема монтажа сплошных железобетонных плит перекрытий как на инвентарные стойки и балки опалубочной системы, так и специально разработанный опорный столик системы КУБ

При принципиальном переходе от сборного или монолитного варианта к сборно-монолитной системе, в том числе, возможно использование того же технологического оснащения с реализацией и не разрезной конструктивной схемы, с вытекающими отсюда улучшенными технико-экономическими показателями проекта. Отличительными признаками предложенного способа (патент RU на изобретение №2617813) представляется дополнительная операция по монтажу временных пространственных опор в центральной части пролетов будущих перекрытий. Эти опоры снабжены винтовыми домкратами, и на них монтируют плиты таким образом, чтобы эти плиты вначале не опирались на вертикальные несущие конструкции, а были несколько приподняты над ними, как бы образуя зазор, заполняемый бетонной смесью (Рис. 5).

Рис. 5. Схема монтажа, выверки и временного закрепления многопустотных плит перекрытия на пространственных стальных рамах с домкратами до их замоноличивания с сохранением обратного выгиба
Рис. 5. Схема монтажа, выверки и временного закрепления многопустотных плит перекрытия на пространственных стальных рамах с домкратами до их замоноличивания с сохранением обратного выгиба

Наличие такого зазора в процессе монтажа необходимо условно, требуется только исключить передачу вертикальной нагрузки от плиты на её будущие опоры, обеспечивая таким образом консольное опирание предварительно напряжённых многопустотных плит не на вертикальные несущие конструкции, а на пространственные временные опоры, сохраняя таким образом обратный выгиб плит, полученный ещё в процессе их изготовления и монтажа.

Временные пространственные опоры сохраняются до набора прочности бетоном монолитных узлов опирания и снимаются опусканием вниз при помощи винтовых домкратов, только после чего начинает работать проектная неразрезная сборно-монолитная система. Далее организационно-технологический процесс повторяется на следующем монтажном горизонте.

При проектировании реконструкции гражданских объектов также есть примеры использования несущих элементов индустриальных опалубочных систем известных зарубежных производителей. К таким организационно-технологическим схемам отнесем проект реконструкции нескольких жилых домов из кирпича в микрорайоне «Лески» г. Николаева. Там возникла необходимость пристройки «пожарных» балконов и лоджий с монолитными железобетонными перекрытиями. При этом такие лоджии и балконы проектов предусматривались, начиная не с первого этажа, а с третьего. Схема производства работ по устройству пристраиваемых балконов и лоджий показана на Рис.6. Чтобы организовать опалубку балконных плит сразу на третьем этаже, пришлось применить сборную пространственную раму из трубчатых стоек и горизонтальных балок в виде ферм для монолитных плит на этом этаже. А уже выше расположенные перекрытия формовались поэтажно на опалубке, поддерживаемой инвентарными телескопическими стойками с винтовыми домкратами.

Рис. 6. Организационно-технологические схемы пристройки балконов и лоджий на главном и дворовом фасадах жилых домов по требованиям пожарного надзора
Рис. 6. Организационно-технологические схемы пристройки балконов и лоджий на главном и дворовом фасадах жилых домов по требованиям пожарного надзора

Инвентарные поддерживающие стойки и балки мы предложили использовать в проекте производства работ по разборке полузаглублённого здания виноподвала в Гурзуфе, к тому времени находящемся уже в аварийном состоянии (Рис. 7). Здесь предложенные несущие элементы инвентарных опалубочных систем предназначались для удержания и страховки частей вертикальных железобетонных конструкций и перекрытий в случае их неконтролируемого смещения или даже падения.

Рис. 7. Схема разборки аварийного здания виноподвала в Гурзуфе
Рис. 7. Схема разборки аварийного здания виноподвала в Гурзуфе

Но есть масса негативных примеров, когда аналогичные реконструкционные и ликвидационные работы осуществляют без предварительной проработки схем временного закрепления, а иногда и предварительного усиления отделяющихся и остающихся частей железобетонных перекрытий (Рис. 8).

Рис. 8. Алмазная резка проема в перекрытии без надлежащих мероприятий по безопасности производства
Рис. 8. Алмазная резка проема в перекрытии без надлежащих мероприятий по безопасности производства

Отсюда вытекает необходимость проектирования производства работ по алмазной резке железобетонных перекрытий с предварительным устройством поддерживающих несущих элементов из номенклатуры индустриальных лесов, подмостей и опалубочных элементов разбираемых конструкций, так и служили для крепления на них оборудования алмазной резки. Такую техническую задачу на кафедре ТОУС института «Академия строительства и архитектуры» решали магистры Покотило Дмитрий, а затем Щегула Роман.

Щегула Роман, первый из наших магистров, запроектировал технологическую схему резки ригелей и плит перекрытий алмазной дисковой пилой, закрепляя ее направляющую на стойке пространственной несущей рамы инвентарных вышек с винтовыми домкратами. При этом нестандартным, индивидуального изготовления, были лишь переходные крепежные элементы между направляющей алмазной пилы и стойкой вышки или подмостей (Рис. 9).

Рис. 9. Схема установки направляющей алмазной пилы на монтажной вышке
Рис. 9. Схема установки направляющей алмазной пилы на монтажной вышке

Усовершенствование магистра Щегулы Романа заключалось в предложении крепления этих же направляющих алмазной дисковой пилы не только на стойках временных поддерживающих конструкций, а и на самой железобетонной конструкции демонтируемого по частям перекрытия.

Позже, учеными Военной академии материальнотехнического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева изобретен способ комплексной организации производства демонтажа конструкций железобетонных перекрытий с утилизацией продуктов разборки, аж до их дробления и извлечения металлолома [37]. Он заключается в предварительном бурении шпуров и последующей отбойке блока, причем после бурения в шпурах выполняются сквозные отверстия для строповки монолитной железобетонной конструкции, через которые петлей крепятся цепные стропы, а затем выполняется строповка с выборкой слабины цепей стропа. Алмазная резка монолитной железобетонной конструкции на блоки, производится с помощью канатной машины в соответствии с грузоподъемностью крана.

Этим же краном производят перемещение блоков железобетонной конструкции краном к месту отбойки, где выполняется удаление арматуры гидравлическими ножницами, установленными на экскаваторе. Затем образовавшейся бетонный лом измельчают в щековой дробилке, откуда упаковывают и вывозят арматуру на металлообрабатывающий завод.

Как видно из описания и формулы изобретения прототипа, вырезание железобетонного блока алмазной канатной пилой производится при подвешенном на стреле крана гибкими стропами. Следовательно, кран задействован все время в процессе алмазной резки и удаления на дробление отрезанного блока. Кроме того, в процессе резки нельзя исключить перекосы и заклинивание отделяемой части относительно остающейся железобетонной конструкции, что негативно повлияет как на сроки осуществления процесса, так и на его безопасность. Поэтому, в основу уже нашего изобретения поставлена задача сокращения времени использования крана на демонтаже железобетонных конструкций при осуществлении процесса его подготовки и производства резки канатной пилой с алмазным напылением. Как вариант, в этом процессе предложено использовать и другие разновидности пил для алмазной резки, как-то: дисковые, циркульные или цепные [уже опубликованный патент на изобретение №2814071С1 RU]. Преимущество их применения заключается в возможности установки перечисленного оборудования непосредственно на конструкции, подлежащей демонтажу. Для чего вводятся новые признаки его реализации: перед алмазной резкой под демонтируемой конструкцией устанавливаются те же инвентарные поддерживающие балки на телескопических стойках с винтовыми домкратами.

Сущность последнего изобретения поясняется организационно-технологическими схемами его осуществления, представленными на Рис. 10. Способ демонтажа горизонтальной железобетонной конструкции перекрытия 1 на вертикальных конструкциях стен 2 или колонн состоит в том, что под конструкцию 1, подлежащей демонтажу, устанавливают поддерживающие балки 3 на телескопических стойках 4 с винтовыми домкратами 5. Вращением домкратов 5 через балки 3 поддомкрачивают перекрытие 1, подлежащее демонтажу. В нем пробуривают шпуры-сквозные отверстия 6. На нижележащем перекрытии или основании демонтируемого сооружения устанавливают приводную станцию 7 канатной пилы. От приводной станции 7 через отверстия 6 в перекрытии 1 запасовывают бесконечный канат 8 с алмазным напылением. Далее производят разрезание железобетонной конструкции перекрытия 1 алмазной канатной пилой, состоящей из приводной станции 7 и каната 8 с алмазным напылением. После разрезания конструкции перекрытия 1 с одной стороны от стены 2, приводную станцию 7 с канатом 8 перемещают на другую сторону для выполнения следующего реза перекрытия 1.

Рис. 10. Схема резки железобетонного перекрытия алмазной канатной пилой с его поддомкрачиванием инвентарными балками и стойками опалубочной системы
Рис. 10. Схема резки железобетонного перекрытия алмазной канатной пилой с его поддомкрачиванием инвентарными балками и стойками опалубочной системы

При выполнении всех перечисленных выше операций грузоподъемный кран не используется, он необходим лишь после отрезания блока перекрытия 1, оснащения его стропами 9 с захватом в отверстия 10. Также, в этом процессе предложено использовать и другие разновидности пил для алмазной резки, как-то: дисковые 11 (Рис. 11) или циркульные. Крюком 12 грузоподъемного крана выбирается слабина ветвей стропа 9, отрезанную часть (блок) перекрытия 1 выводят из остающейся части его и транспортируют в зону дальнейшей переработки (отбойки). Полученный металлолом отправляют на завод для переплавки, а бетонный лом измельчают в дробилке с разделением на фракции для повторного использования в качестве заполнителя будущей бетонной смеси.

Рис. 11. Схема резки железобетонного перекрытия алмазной дисковой пилой с его поддомкрачиванием инвентарными балками и стойками опалубочной системы
Рис. 11. Схема резки железобетонного перекрытия алмазной дисковой пилой с его поддомкрачиванием инвентарными балками и стойками опалубочной системы

Таким образом, предложенный способ демонтажа железобетонной конструкции с утилизацией материалов от разборки позволяет существенно сократить время использования демонтажного крана при производстве работ. Кроме того, на протяжении всего процесса отрезания железобетонной конструкции, ее отделяемая часть покоится на предложенных предварительно установленных инвентарных поддерживающих приспособлениях, что исключает ее неконтролируемое смещение, а, следовательно, обеспечивает безопасность производства демонтажных работ. Причем управление оборудованием для алмазной резки производится дистанционно из-за пределов возможного падения или отлета продуктов переработки демонтируемых железобетонных конструкций, что гарантировано обеспечивает безопасность обслуживающего персонала оборудования для алмазной резки, а также других строительных рабочих.

Организационно-технологическая схема, поясняющая и практически реализующая предложенный способ демонтажа железобетонных конструкций, описанный ранее с использованием варианта применения резки алмазной дисковой пилой, представлена на Рис. 12. Ее предварительное технико-экономическое обоснование и детальное организационно-технологическое проектирование выполнено на примере демонтажных и ликвидационных работ склада в г. Ялта при участии магистра Щегулы Р.В. и доцента Головченко И.В. [38], но с применением инвентарных пространственных лесов на колесах с винтовыми домкратами-опорами.

Рис. 12. Фрагменты совмещенных схем производства работ по разработанной технологической карте
Рис. 12. Фрагменты совмещенных схем производства работ по разработанной технологической карте

До начала процессов резки горизонтальных железобетонных ригелей на транспортабельные элементы под них подкатывают пространственные инвентарные леса с винтовыми домкратами в нижней части и вилочными окончаниями в верхней. В указанные вилки устанавливают инвентарные балки современных опалубочных разборнопереставных систем для устройства перекрытий, а затем, через указанные балки, поддомкрачивают ригель, подлежащий разрезанию. Следовательно, ещё до начала производства операций по отделению одной части конструкции от другой, они уже покоятся в безопасном устойчивом состоянии на средствах подмащивания. И их строповка при этом не обязательна, а может быть осуществлена и после разрезания.

Экономическая целесообразность представленных организационно-технологических схем использования инвентарных несущих элементов индустриальных опалубочных систем предопределена наличием таких элементов на балансе подрядных организаций и часто не задействованных на железобетонных работах из-за отсутствия подряда или перерывах в затребованности. Нет необходимости в разработке и согласовании проектов производства работ с использованием не стандартизированных поддерживающих конструкций, их сертификации и периодическом освидетельствовании. Но, пожалуй, самый важный положительный эффект – безопасность и экологичность технологий производства монтажных и демонтажных работ.

ВЫВОДЫ

Показано целесообразность использования элементов инвентарных опалубочных систем монолитных перекрытий для создания из них временных поддерживающих конструкций при монтаже и демонтаже железобетонных перекрытий. Представлены примеры такого применения при монтаже перекрытий сборно-монолитных каркасов конкретных гражданских объектов, а также алмазной резке подобных конструкций при их реконструкции или ликвидации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анпилов, С.М. Технология возведения зданий и сооружений из монолитного железобетона / С.М. Анпилов. – Москва: Издательство АСВ, 2010. – 576с. – ISBN 978-5-93093-590-5. – EDN QNOTVB.
  2. Анпилов, С.М. Здания с монолитными каркасами / С.М. Анпилов. – Тольятти: Автономная Некоммерческая Организация «Институт судебной строительно-технической экспертизы», 2020. – 48с. – ISBN 978-5-6042900-0-2. – DOI 10.51608/9785604290002. – EDN EBWZIZ.
  3. Теличенко, В.И. Технология строительных процессов: Учебник для строительных специальностей вузов / В.И. Теличенко, О.М. Терентьев, А.А. Лапидус. Том Часть 1. – Москва: Издательство «Высшая Школа», 2002. – 406 с. – EDN SDNSVL.
  4. Теличенко, В.И., Лапидус, А.А., Слесарев, М.Ю. Анализ и синтез образов экологически ориентированных инновационных технологий строительного производства // Вестник МГСУ. 2023;18(8):1298 / https://doi.org/10.22227/1997- 0935.2023.8.1298-1305.
  5. Лапидус, А.А. Оптимизация строительных потоков путем сокращения сроков производства бетонных работ / А.А. Лапидус, Д.А. Васнева // Технология и организация строительного производства. – 2016. – №1. – С.3-6. – EDN VSZTYX.
  6. Олейник, П.П. Возведение монолитных конструкций зданий и сооружений / П.П. Олейник, Б.В. Жадановский, М.Ф. Кужин и др.; под общ. ред. П.П. Олейника. – Москва: Изд-во МИСИ–МГСУ, 2018. – 493с.
  7. Олейник, П.П. Научно-технический прогресс в строительном производстве: Монография / П.П. Олейник. – Москва: Издательство АСВ, 2019. – 442с.
  8. Олейник, П.П. Концепция повышения уровня проектов производства работ / П.П. Олейник // Промышленное и гражданское строительство. – 2020. – №2. – С. 59-63. – DOI 10.33622/08697019.2020.02.59-63. – EDN VGKUQF.
  9. Колосков, В.Н., Олейник, П.П., Тихонов, А.Ф. Разборка жилых зданий и переработка их конструкций и материалов для повторного использования. Монография. – М.: Издво АСВ, 2004. – 200с.
  10. Топчий, Д.В. Технологический процесс устройства монолитных железобетонных перекрытий с вкладышами-пустотообразователями на примере технологии «Cobiax» / Д. В. Топчий, А. С. Болотова, Ю. А. Васильева // Перспективы науки. – 2019. – № 2(113). – С.61-67. – EDN ZABRGH.
  11. Головнев, С.Г., Беркович, Л.А. Технология ускоренного возведения зданий из монолитного бетона // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2009. – №1.
  12. Лысова, Ю.Д. Сравнительный анализ конструктивно-технологических параметров зарубежных сборно-монолитных систем гражданских зданий. Часть II / Ю.Д. Лысова, Н.И. Фомин, А.Х. Байбурин // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Строительство и архитектура. – 2022. – Т. 22, № 3. – С. 53-60. – DOI 10.14529/build220306. – EDN CBFGSU.
  13. Фомин, Н.И. Оценка инновационного потенциала сборно-монолитных систем гражданских зданий / Н.И. Фомин, Е.Э. Зотеева // Новое в архитектуре, проектировании строительных конструкций и реконструкции: материалы III Международной (IX Всероссийской) конференции НАСКР–2016. Изд-во Чуваш. ун-та, г. Чебоксары. 2016. – С.436 – 444.
  14. Лысова, Ю.Д. Сравнительный анализ конструктивно-технологических параметров зарубежных сборно-монолитных систем гражданских зданий. Часть II / Ю.Д. Лысова, Н.И. Фомин, А.Х. Байбурин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Строительство и архитектура». – 2022. – Т. 22, №3. – С.53–60. DOI: 10.14529/build220306.
  15. Мосаков, Б.С. Технологические процессы при возведении зданий и сооружений в монолитном исполнении / Б.С. Мосаков, В.Л. Курбатов, С.В. Волкова; Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Северо-Кавказский филиал. – Минеральные Воды: Северо-Кавказский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», 2019. – 430с. – ISBN 978-5-90321347-4. – EDN YYGOOT.
  16. Мосаков, Б.С. Технология возведения зданий и сооружений / Б.С. Мосаков, В.Л. Курбатов, В.В. Молодин. – Новосибирск: Apublish (ООО «Белая стена»), 2013. – 374с. – ISBN 978-5-9904808-1-0. – EDN TVEHQH.
  17. Югов, А.М. Исследование структуры процесса возведения сборно-монолитных зданий и сооружений / А.М. Югов, Г.Н. Тонкачеев, В.В. Таран //Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. – 2010. – №5-2(85). – С.366-372. – EDN UBRVGK.
  18. Тонкачеев, Г.М., Тонкачеев, В.Г. Определение длительности процесса монтажа и демонтажа опалубки методом целочисленного нормирования //Строительное производство. – 2020. – Т.1. – №67. – С.31-36.
  19. Шаленный, В.Т. Технологичность разборнопереставных опалубочных систем /В. Шаленный, О. Капшук. Saazbrucken, Germany: Lap LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2015. – 208с. EDN: ZUNSET.
  20. Шаленный, В.Т. Интенсификация и эргономика строительного производства /В.Т. Шаленный. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. – 340 с. – ISBN 978-5-4365-8243-6. – EDN INGYRA.
  21. Бунт, А.М. Повышение технологичности опалубочных систем на основе совершенствования конструктивных элементов: специальность 05.23.08 «Технология и организация строительства»: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Бунт Андрей Михайлович, 2017. – 121с. – EDN XOVXAI.
  22. Патент № 2775265 C2 Российская Федерация, МПК E04G 11/36, E04G 11/48, E04B 5/32. Способ сооружения монолитных перекрытий (варианты) и подвижное опорное устройство: № 2017116782: заявл. 12.05.2017: опубл. 29.06.2022 / К. А. Матис, А. Х. Байбурин. – EDN KUFHQR.
  23. Бадьин, Г.М., Сычев, С.А., Казаков, Ю.Н., Смирнова, Д.В. Технология надстройки здания из высокотехнологичных модульных систем повышенной заводской готовности // Вестник гражданских инженеров. 2018. №4(69). С.78-85.
  24. Немова, Д.В., Горшков, А.С., Ватин, Н.И., Кашабин, А.В., Цейтин, Д.Н., Рымкевич, П.П. Технико-экономическое обоснование по утеплению наружных стен многоквартирного жилого здания с устройством вентилируемого фасада // Строительство уникальных зданий и сооружений. 2014.№11(26). С.70-84. DOI: 10.18720/CUBS.26.6.
  25. Ресурсный потенциал горной части Чеченской Республики для производства современных ремонтно-реставрационных вяжущих и составов / С.Г. Шеина, К.С. Батаев, А.А. Даукаев [и др.] // Инженерный вестник Дона. – 2023. – № 9(105). – С.365-378. – EDN IBOVUG.
  26. Абрамян, С.Г. Энергоэффективная технология реконструкции существующих зданий на основе надстроек. Часть 1 / С.Г. Абрамян, А.А. Овсепян, Е.В. Сибирский // Инженерный вестник Дона. – 2022. – №9(93). – С.90-102. – EDN CSLNZM.
  27. Абрамян, С.Г. Энергоэффективная технология реконструкции существующих зданий на основе надстроек. Часть 2 / С.Г. Абрамян, А.А. Овсепян, Е.В. Сибирский // Инженерный вестник Дона. – 2022. – № 9(93). – С.103-111. – EDN PSAEGS.
  28. Снос зданий и использование материалов, образующихся при реновации городских территорий / С.А. Колодяжный, С.Н. Золотухин, А.А. Абраменко, Е.А. Артемова // Вестник МГСУ. – 2020. – Т.15, № . – С. 271-293. – DOI 10.22227/19970935.2020.2.271-293. – EDN OFYCLZ.
  29. Львов, И.В. Проблемы качества и безопасности в строительстве / И.В. Львов // Новое в архитектуре, проектировании строительных конструкций и реконструкции: материалы III Международной (IX 385 Всероссийской) конференции НАСКР – 2016. Изд-во Чуваш. ун-та, г. Чебоксары. 2016. – С.377 – 385.
  30. Жадановский, Б.В. Механическая обработка бетона и железобетона алмазным инструментом / Б.В. Жадановский // Строительное производство. – 2019. – №1. – С.12-17. – DOI 10.54950/26585340_2019_1_12. – EDN WTHCBI.
  31. Жадановский, Б.В. Организационнотехнологическая подготовка реконструкции гражданских и промышленных зданий и сооружений / Б.В. Жадановский // Промышленное и гражданское строительство. – 2009. – №10. – С.59- 60– EDN JUGTZJ.
  32. Жадановский, Б.В. Технология алмазной механической обработки строительных материалов и конструкций / Б.В. Жадановский. – Москва: Стройиздат, 2004. – 175 с. – ISBN 5-274-01928-5. – EDN QNKPOV.
  33. Пахомова, Л.А. Способы временного крепления конструкций зданий при усилении и реконструкции фундаментов / Л.А. Пахомова, Б.В. Жадановский, И.Н. Дорошин // Перспективы науки. – 2023. – №6(165). – С.78-83. – EDN OTMLOW.
  34. Косолапов, А.В. Основные положения концепции технологии алмазной резки и сверления строительных конструкций / А.В. Косолапов // Промышленное и гражданское строительство. – 2019. – №6. – С.59-63. – DOI 10.33622/08697019.2019.06.59-63. – EDN KDRDQZ.
  35. Обоснование выбора плоского сборномонолитного перекрытия ПГАСА / Н.В. Савицкий, Е.Л. Буцкая //Строительство, материаловедение, машиностроение: Сб. науч. трудов. — Днепропетровск: ПГАСА. — 2010. — Вып. 56. — С. 396-402.
  36. Шаленный, В. Т. Сборно-монолитное домостроение: Учебник / В. Т. Шаленный, О.Л. Балакчина. – Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 178с. – ISBN 978-5-4497-0759-8. – EDN PXVBQI.
  37. Патент № 2779800 C1 Российская Федерация, МПК E04G 23/08. Способ демонтажа монолитной железобетонной конструкции с утилизацией материалов от разборки: № 2022100733: заявл. 12.01.2022: опубл. 13.09.2022 / А.Н. Бирюков, А.А. Пресняков, В.Н. Денисов [и др.]; заявитель Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации. – EDN XAEAOL.
  38. Шаленный, В.Т. Повышение безопасности и экономичности производства реконструкционных и ликвидационных работ алмазным дисковым оборудованием / В.Т. Шаленный, И.В. Головченко, Р.В. Щегула // Строительство и техногенная безопасность. – 2019. – № 15(67). – С. 77-85. – EDN ROPHXU.