DWGФОРМАТ | ПРОЕКТИРОВАНИЕ

«Упорядочение дела стандартизации»: перестройка нормативно-технической работы СНК СССР в 1940 г.

Фивейская М.Г. «Упорядочение дела стандартизации»: перестройка нормативно-технической работы СНК СССР в 1940 г. Гуманитарный вестник, 2024, вып. 1. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2024-1-882

Аннотация.  Рассмотрена деятельность СНК СССР как органа нормативно-технического регулирования. Ранее это не являлось самостоятельной исследовательской задачей. Показана роль данной проблематики в работе Правительства, организационных технологиях подготовки и принятия решений. Вопросы, связанные с государственными стандартами, — часть общей проблематики работы СНК СССР как нормативно-технического органа (его деятельность охватывала вопросы всех видов производства, строительства, транспорта, правила проведения сельскохозяйственных заготовок, поставок, планирования и ценообразования, договорной работы и арбитража). Нормативно-техническое регулирование проецировалось в решения СНК СССР на всех исторических этапах его деятельности, но мера участия высшего управленческого органа в нормативно-технической работе варьировалась.
Сложившаяся в 1930-е годы практика оставляла приоритеты выработки и реализации технической политики за ведомствами. Роль СНК СССР все более сводилась к утверждению актов по закрепленной за ним номенклатуре. Усложнение системы ведомств и хозяйственной жизни, задачи предвоенной мобилизации и снижение управляемости в сфере качества продукции обусловили переход к новой модели летом 1940 г. Учреждение специализированного органа управления при СНК СССР — Всесоюзного комитета по стандартизации (ВКС) стало слагаемым комплексной трансформации регулирования экономики и хозяйства предвоенного СССР. По своим полномочиям и кадровому составу ВКС был предназначен для экспертного, нормативного и организационного обеспечения разработки и реализации мобилизационной технической политики Правительства СССР. 

В поисках оптимального баланса распределения полномочий в сфере нормативно-технического регулирования советское правительство с середины 1920-х годов реализовало несколько моделей построения иерархически организованной союзной структуры органов нормативно-технического регулирования. Верхний уровень этой структуры неизменно представлен самим Советом народных комиссаров (СНК) СССР, в актах которого, наряду с собственно юридическими нормами, содержались предписания технического характера (различие между техническими и юридическими нормами определяется тем, что первые регулируют отношения между человеком и предметами (явлениями), а вторые — между социальными субъектами [1, с. 36]). Следующий уровень несколько раз перестраивался: в 1925–1936 гг. преемственно функционировали специализированные органы управления стандартизацией при Совете труда и обороны (СТО) СССР [2], в среднем раз в два года подвергавшиеся трансформации вместе с системой полномочий и задач; в 1936–1940 гг. этот уровень отсутствовал, а управление отраслевой стандартизацией было перенесено на уровень ведомств [3, ст. 304]. Наряду с гражданскими актами утверждались так называемые параллельные стандарты (специальные, т. е. военные) на все виды продукции по согласованию с Народным комиссариатом обороны (НКО) СССР [4, л. 34–32].

За собой СНК СССР оставил утверждение «особо важных государственных стандартов» по номенклатуре, оформленной в 1937–1938 гг. серией однотипных постановлений [5, 6]. В ходе выстраивания процедур управления производством для нужд обороны в конце 1930-х — начале 1940-х годов советское Правительство осуществляло нормативнотехническое регулирование через Комитет обороны при СНК СССР. Этот нормативно-технический контур имел особенности, требующие отдельного исследования материалов ограниченного доступа. Настоящая статья опирается на рассекреченные материалы о деятельности СНК СССР, Госплана СССР и Всесоюзного комитета по стандартизации при СНК СССР (Комитета стандартов).

Быстрый рост числа наркоматов, расширение производства и номенклатуры продукции превратили нормативную базу 1936–1938 гг. в совокупность условных, ориентировочных документов, не отвечавших постоянно менявшейся системе органов управления производством. Обозначились и быстро стали актуальными такие проблемы, как отсутствие координации в разработке, пересмотре и отмене стандартов, дублирование стандартов, при котором на один и тот же вид продукции ведомства разрабатывали различные собственные стандарты и другие нормативно-технические документы. Жестко регламентированная процедура разработки, утверждения, изменения и отмены стандарта с административной точки зрения проигрывала иным видам нормативнотехнической документации — техническим условиям (ТУ), правилам, инструкциям. Порядок их издания был проще, а несоблюдение практически полностью оказывалось за пределами уголовных санкций за выпуск недоброкачественной продукции [7, с. 20].

Впервые на союзном уровне публичный запрос на изменения и предложение о создании специализированного органа по управлению нормативно-технической деятельностью прозвучал на XVIII съезде Всесоюзной Коммунистической партии большевиков (ВКП(б)). В.М. Молотов в своем выступлении отметил тему организации новых комитетов при Совнаркоме в предсъездовской дискуссии [8, с. 494]. Неоднократно к теме стандартов качества, соблюдения технологических требований обращались и другие выступавшие, но особенно ярко эти вопросы прозвучали в речи наркома авиапромышленности М.М. Кагановича, отметившего среди задач третьей пятилетки создание Комитета стандартизации, «который объединял бы и направлял всю работу по разработке и внедрению в производство размерных стандартов нормалей и ОСТов по качеству продукции» по примеру «огромнейшего института стандартов» в Америке [8, с. 439]. По итогам съезда в мае 1939 г. Экономический совет (ЭКОСО) при СНК СССР принял решение о проработке вопроса о восстановлении Комитета по стандартизации, но практических действий предпринято не было. Усилиями Н.А. Вознесенского эта тема вновь была поднята в предложениях Госплана СССР. 22 февраля 1940 г. Постановлением ЭКОСО при СНК СССР «Об упорядочении дела стандартизации» на основе предложений Госплана СССР А.Я. Вышинскому было поручено «в месячный срок рассмотреть весь вопрос об упорядочении дела стандартизации и представить свои предложения на рассмотрение Экономсовета» [9, л. 137].

Экономический совет на начало 1940 г. представлял собой высшую инстанцию по вопросам нормативно-технического регулирования. Этап прохождения проекта через ЭКОСО не был формальным, означавшим лишь обязательное утверждение. На этой финальной стадии в ходе заседаний продолжалось согласование и внесение правок в проект [10, л. 92]. Уникальность места ЭКОСО в системе принятия решений позволяла при утверждении стандарта решать комплекс вопросов, с ним связанных: одним постановлением от 2 января 1940 г. «О стандарте и ценах на спички» введены единые форматы спичечных коробков, цены и налоги на спички [11, л. 2].

Помимо стандартов, ЭКОСО утверждал другие виды нормативнотехнических документов — показатели кондиционности продукции [12] и различные нормы [13, л. 123 об.], определял задания по разработке нормативно-технической документации, давал поручения по разработке и согласованию технических условий как для гражданского, так и оборонного производства [14, л. 104]. ЭКОСО мог также распространить действие ведомственных норм одного наркомата на предприятия других наркоматов [15, л. 221]. К полномочиям ЭКОСО относились также нормы предельно допустимых потерь и нормы выхода готовой продукции [16].

Со стандартами и иными видами нормативно-технических документов тесно связаны несколько видов актов, утверждаемых СНК СССР. Установление норм расхода было важнейшей частью работы по балансам и планам материально-технического снабжения народного хозяйства, хотя иногда рассматривало отдельно. В рамках этой работы проводилась линия на учет различных некондиционных материалов, по которым, прежде всего по металлу, ЭКОСО запрещал заводам самостоятельную, без согласия сбытовых органов реализацию «неполноценной» продукции [11, л. 104].

Рассматривая вопросы о положении отраслей и выпуске конкретных видов продукции, ЭКОСО издавал постановления с обычной для советского Правительства формулировкой «О положении…» с указанием отрасли или вида продукции или «О работе…» с указанием отрасли или сферы производства. Такие акты часто включали характерные технические предписания, самостоятельно или в виде ссылки формировавшие комплекс требований к технологическому процессу, материалам, конечной продукции, ее испытаниям, упаковке, перевозке и хранению [17, л. 172, 173].

Стандарты, устанавливавшие сорта или классификацию продукции, играли важнейшую роль в ценообразовании; по структуре конкретного прейскуранта хорошо просматривается состояние стандартизации. Там, где признаки отнесения продукции к сорту были установлены, в прейскуранте достаточно было указать сорт по стандарту [17, л. 6, 7]. Утверждаемые ЭКОСО прейскуранты розничных цен на различные виды продукции содержали технические показатели по каждому артикулу [18, л. 23об.]. ЭКОСО также устанавливал размеры скидок с цены на некондиционные материалы. Скидка могла описываться кратко (например, по пиломатериалам снижение составляло 10 % от прейскуранта) [19, л. 74, 74об.], а могла быть указана вслед за определением брака конкретного вида продукции. Значительный объем примечаний требовался при детальном описании требований к продукции, где самим прейскурантом описывалась норма и варианты отклонения от нее с оценкой их в рублевом эквиваленте [20, л. 121об.]. Прейскурант в таких случаях начинал выполнять функции нормативно-технического документа — стандарта, технических условий или инструкции по разбраковке продукции, восполняя лакуны действовавшей документации.

Отдельными решениями ЭКОСО санкционировал использование некондиционной продукции, в том числе делегируя данные полномочия ведомствам. Так, Нарком земледелия получил от ЭКОСО право «разрешать отпуск семян и разрешать посев семян с отклонениями от посевного стандарта… при отсутствии кондиционных семян и невозможности доведения их до принятых посевных кондиций по ходатайствам Совнаркомов республик, край(обл)исполкомов» [21, л. 4об.].

Экономический совет проводил собственный анализ причин значительных технических аварий, в том числе связанных с браком. По результатам расследования аварии турбины на Сталиногорской ГРЭС в апреле 1940 г. выявлены нарушения технологий на трех крупных предприятиях: заводе «Баррикады», Кировском и Ленинградском металлическом заводе им. Сталина. Комиссия, образованная ЭКОСО, установила грубые нарушения требований технических условий. Постановление ЭКОСО по этому вопросу содержит комплекс мер разного уровня, направленных на решение общих проблем организации производства, на унификацию и стандартизацию технологических операций, а также на вполне конкретные вопросы работы указанных предприятий «по упорядочению производства и усилению контроля за качеством» [22, л. 177, 177об.].

Между тем образованная в соответствии с решением ЭКОСО комиссия по подготовке постановления СНК СССР «Об упорядочении дела стандартизации» не уложилась в установленный для нее месячный срок, всю весну шел процесс согласования позиций заинтересованных ведомств [23, л. 76–108]. Одновременно началась перестройка деятельности ЭКОСО, связанная с образованием в апреле — мае 1940 г. хозяйственных советов, задуманных как профессиональные площадки для подготовки важнейших решений СНК по основным отраслям производства [24, с. 736, 737]. Новые органы СНК СССР сходу приняли и проработку нормативно-технических вопросов: уже 22 апреля 1940 г. в Совете по топливу и электрохозяйству был заслушан вопрос «О стандарте 1933 года на крекинг-бензин» [25, л. 278об.]. Совет по товарам широкого потребления отвечал по неоднократным обращениям Наркомата рыбной промышленности — ему постоянно требовались разрешения на реализацию нестандартной продукции (партий рыбы, приготовленной по непредусмотренной стандартом технологии или по старому стандарту) [26, л. 9, 10, 22].

Хозяйственные советы решали вопросы координации и взаимной увязки работы групп предприятий в связи с параметрами и качеством продукции, стандартами, особенно при подготовке текстов постановлений, имевших в заголовке словосочетание «Об улучшении качества…»: при создании проекта постановления ЭКОСО «Об улучшении качества автопокрышек и камер» Совет по металлургии и химии рассматривал материалы о причинах низкого качества автопокрышек — нарушениях «технологических режимов на шинных заводах, применения некондиционных химикалий и корда с пониженной круткой, а также в результате слабого пооперационного контроля и неудовлетворительной системы оплаты труда рабочих и ИТР на шинных заводах» [27, л. 8].

Работа советов, как предполагалось, повысит эффективность оперативного руководства наркоматами [28, с. 433–434].

Помимо хозяйственных советов такие вопросы выносились на специальные совещания на уровне заместителя Председателя СНК с последующим изданием постановлений ЭКОСО о проведении расследований причин дефектов. Комиссии, образуемые в таких случаях, включали наркомов и представителей отраслевой профессуры [29, л. 8, 11, 13].

Наряду с передачей вопросов из своего плана работы хозяйственным советам, ЭКОСО получал новые участки работы, по которым ранее решения оформлялись актами СНК СССР, включая утверждение таких значимых документов, как подготовленная Наркомзагом Инструкция «О порядке проведения обязательных поставок зерна и риса государству колхозами и единоличными хозяйствами». Она содержала предельные показатели влажности для различных категорий приемных пунктов, определяла параметры недоброкачественных партий зерна и риса и, в устанавливаемых приемлемых пределах нарушения параметров, — размер и характер скидок по цене, перечень базисных кондиций, дифференцированных по регионам производства [30, с. 459].

Таким образом, с началом работы хозяйственных советов был выстроен дополнительный уровень подготовки управленческих решений, на котором активно рассматривались вопросы нормативно-технического регулирования производства. Выделение этого уровня отвечало росту сложности хозяйственной жизни и расширению запроса производства на развитие и координацию нормативно-технического регулирования.

Несомненно, такая динамика перестройки процедур работы ЭКОСО создавала известные сложности при учреждении нового комитета по стандартизации при СНК СССР. Всю эту сложную управленческую механику должны были учитывать разрабатываемые процедуры прохождения стандартов.

Общий комплекс материалов проекта создания Комитета по стандартизации отличался неизменностью выстраивания логики работы проектируемого органа в тесной связи с ЭКОСО, за которым оставались руководящие функции в сфере качества и нормативно-технического регулирования. Проработанный с учетом предложений ведомств проект предполагалось оформить развернутым многостраничным постановлением СНК СССР. Июнь 1940 г. в корне изменил согласованный подход. Здесь сошлись обострившиеся проблемы нормативно-технического регулирования экономики СССР, внутриполитические и внешнеполитические обстоятельства.

Срыв поставок советского никеля в Германию — вся партия была забракована немецкой стороной — вызвал разбирательство, в ходе которого СНК СССР установил множественные нарушения технологии производства, начиная с приемки некондиционного рудного сырья и заканчивая выпуском никеля, тем не менее, соответствующего стандарту. Особую окраску этой истории придавало то, что стандарт разработал и утвердил сам производитель никеля — Наркомат цветной металлургии. Непосредственная реакция на забраковку никеля немецкой стороной последовала в заседании Совета по металлургии и химии при СНК СССР 26 июня 1940 г. Рассмотрев вопрос «О стандарте и качестве никеля, выпускаемого заводами Наркомцветмета и «Североникелем», Совет констатировал факты отступления от утвержденного технологического процесса, определил оперативные меры по расследованию ситуации и ее исправлению, а также предписал оформить требования к качеству руды для выработки никеля техническими условиями [31, л. 53].

Возможность подгонки стандарта под ситуацию на производстве ярко проявила себя в этой истории. Таким образом, были определены основные акценты последовавших актов СНК СССР — изъятие полномочий по изданию общесоюзных нормативно-технических актов из ведения отраслевых органов управления производством и передача этих полномочий на более высокий уровень управления. Материалы рассмотрения ЭКОСО и хозяйственными советами вопросов нормативнотехнического регулирования, особенно материалы расследований аварий и крупного брака, однозначно свидетельствуют о наличии объемного видения проблем качества, их несводимости к организационным мерам по перестройке порядка нормотворчества в целом и стандартов в частности.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О государственных общесоюзных стандартах и порядке их ведения» [32] была признана ошибочной действовавшая с 1936 г. модель ограничения роли СНК СССР в нормативно-технической деятельности в пользу ведомств. Новая модель опиралась на учреждаемый специализированный орган Правительства СССР — Всесоюзный Комитет по стандартизации при СНК СССР (ВКС) с полномочиями разработки и утверждения обязательных к применению во всех отраслях государственных общесоюзных стандартов (ГОСТов). Как и в предшествующие годы, за СНК СССР (в узком значении) осталось утверждение «особо важных государственных общесоюзных стандартов», но по значительно сокращенной номенклатуре (в перечне СНК СССР остались 54 вида продукции) [33, с. 545].

На ВКС возлагалась работа лишь по одному виду нормативнотехнических документов — общесоюзным стандартам, т. е. ГОСТам. Неслучайно очень скоро, уже в сентябре 1940 г., Комитет был переименован стал Всесоюзным Комитетом стандартов при СНК СССР [34, с. 948], что точнее обозначало его компетенцию. К сфере его ведения не относились иные виды документов по стандартизации — технические условия, нормали и т. д.

Всесоюзный комитет по стандартизации с момента своего учреждения отвечал за полный цикл жизни стандарта, начиная с планирования его разработки до учета и регистрации, включая внесение изменений в ГОСТ, приостановку действия и отмену. За пределами его компетенции оставались контрольно-надзорные функции и полномочия по соблюдению стандартов и качеству продукции. Комитет был наделен исключительным правом опубликования ГОСТов.

Отметим, что для нормативно-технической документации оборонной продукции также был проведен анализ возможности перевода в категорию ГОСТ, по результатам которого все процедуры передавались в ведение Комитета стандартов.

Одновременно была ужесточена ответственность за несоблюдение требований стандартов: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 г. «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленных предприятий» выпуск недоброкачественной или некомплектной промышленной продукции и выпуск продукции с нарушением обязательных стандартов был признан «противогосударственным преступлением, равносильным вредительству». За такие преступления директора, главные инженеры и начальники отделов технического контроля промышленных предприятий должны были предаваться суду и по приговору суда — тюремному заключению сроком от 5 до 8 лет [35, с. 393].

Запретив ведомствам корректировку стандартов, СНК СССР поставил производителей в крайне сложное положение, лишив их полномочий по оперативному редактированию стандартов; теперь необходимо было обращаться в ВКС за разрешениями на изменения, отступления от требований и отсрочку введения стандартов.

Предприятия всех отраслей после издания «Указа об ответственности…» оказались в непривычной реальности — теперь несоответствие продукции стандартам стало препятствием к ее приемке и реализации. Прокуратура СССР немедленно направила прокуроров следственных отделов и оперативных работников в важнейшие промышленные центры «с одновременным заданием по усилению работы по выполнению Указов от 26 июня и 10 июля с.г.» [36, л. 71]. Развернутая кампания по «Указу об ответственности…» и запрет ведомствам на корректировку нормативно-технической документации создали новую ситуацию, в которой формальные прежде документы вступали в противоречие с возможностями предприятий. В отдельных случаях речь шла буквально об отраслевом коллапсе и заметном сокращении выпуска продукции. Доклад Г.М. Маленкова на июльском 1940 г. Пленуме ЦК ВКП(б) полон примеров срыва плана, несмотря на увеличение рабочего времени и ужесточение борьбы с текучкой и нарушениями трудовой дисциплины. Постановление Пленума ЦК ВКП(б) 31 июля 1940 г. зафиксировало это противоречие — увеличение рабочего дня и рабочей недели дало «крайне незначительный» прирост продукции и улучшение качества на большинстве предприятий, а на отдельных предприятиях «вовсе не произошло никакого увеличения выпуска продукции и улучшения ее качества» [37, с. 139–143].

Проблемы при сдаче продукции в случае ее несоответствия стандартам обострялись там, где быстро нарастало затоваривание складов, продукция была скоропортящейся или остро востребованной. Ранее малозначимые ОСТы часто содержали ошибки, не учитывали возможности производства в силу завышения несущественных для качества параметров или невозможности обеспечить качество продукции по обстоятельствам климата (дождливое лето не дало довести урожай до заданных стандартом кондиций), геологическим особенностям (изменения свойств угольного пласта), производства скоропортящейся продукции (невозможность упаковки рыбы в нестандартную тару). В новых условиях предприятия уже не могли добиться издания оперативного ведомственного акта о корректировке стандарта или о разрешении на отступление от него; теперь требовалось обращение на уровень СНК СССР, для чего задействовались возможности как ведомств, так и советских и партийных органов для максимально быстрого прохождения вопроса по инстанции.

Лето — начало осени 1940 г. стали переходными в нормативнотехнической работе Правительства СССР. ВКС не имел возможности сразу принять на себя основной объем работы: его штат формировался медленно и с большими трудностями, прежде всего кадровыми: ставки в отраслевых отделах Комитета должны были замещаться специалистами высокой квалификации со знанием иностранных языков, опытными руководителями, хорошо ориентировавшимися в производственных процессах, материальной и технической оснащенности предприятий, но работа в ВКС для таких профессионалов была менее привлекательна, чем в наркоматах [38]. В этой ситуации запросы с просьбами разрешить отступления от стандарта продолжали поступать непосредственно в СНК СССР, который принимал по ним оперативные решения. Так, Наркомхимпром внес в Совет по металлургии и химии единовременно 25 документов по пересмотру стандартов для сохранения возможности отгружать продукцию, что в реалиях того времени можно было трактовать как «выступление Наркомхимпрома против Указа “Об ответственности…”» (впрочем, этот пассаж и развивающее его поручение Прокуратуре провести расследование в протоколе зачеркнуты) [39, л. 52].

C середины осени 1940 г. решение проблем на уровне хозяйственного совета переходит в разряд исключений [26, л. 17, 26, 28, 52], подавляющее большинство вопросов решает ВКС: о разрешениях на отступления от стандарта, об отсрочках введения стандарта, а также с предложениями о внесении изменений и дополнений в эти документы. Предложения о внесении изменений в стандарт отличались большой вариативностью: могли вести к прямому или скрытому снижению качества (например, вводить дополнительные сорта сверх установленных, позволяя относить к введенным сортам продукцию, ранее признававшуюся некондиционной), могли быть направлены на повышение качества продукции, снижение ее себестоимости (учитывать развитие технологий или какого-то их сегмента, например, появление новых способов испытания продукции).

Основное содержание работы ВКС было связано с совершенствованием и расширением корпуса нормативно-технической документации. Существовавшее на тот момент разнообразие общесоюзных стандартов — ОСТов, принятых на протяжении второй половины 1920–1930-х годов, подлежали переводу в единую форму государственных общесоюзных стандартов — ГОСТов. Что означала эта работа на практике и о каком количестве документов идет речь?

Начав работу, Комитет не мог опираться на какие-либо точные данные о нормативно-техническом массиве; по собранной в первые месяцы информации о действующих нормативно-технических документах по состоянию на 1 августа 1940 г. эта цифра составила 6500 ОСТов различных категорий [40, л. 2], по уточненным данным — 5700 стандартов [41, л. 94]. По этим ОСТам необходимы были пересмотр и принятие решения о дальнейшей судьбе данного документа: перевод ведомственного акта в общесоюзный государственный стандарт без изменений в содержании (перевод ОСТа в ГОСТ), внесение изменений при переводе ОСТа в ГОСТ, решение о разработке нового стандарта, решение о ненужности данного стандарта.

Установка, сформулированная при образовании Комитета, ориентировала его работу на расширение группы стандартов в составе нормативно-технического массива. В этой части Комитету предстояло провести анализ 6000 ведомственных нормалей и технических условий [40, л. 2] и принять решения по переводу отдельных документов в категорию ГОСТ. Ведомства стремились избежать перевода как ОСТов, так и технических условий в категорию ГОСТов, поскольку лишались возможности самостоятельной корректировки технической документации и установления требований к продукции своих предприятий.

Помимо нормалей и технических условий переводу в ГОСТы подлежали специфические виды нормативно-технических документов, относящиеся к проектированию и строительству, санитарии и гигиене. Новый Комитет при СНК СССР, таким образом, получил исключительные полномочия в руководстве формированием единого общесоюзного нормативно-технического фонда с едиными процедурами разработки, согласования, изменения, отмены, издания и индексации стандартов. Учитывая заложенное в процедуру разработки обязательное соотнесение проекта стандарта с аналогичными актами ведущих промышленных держав, можно признать за принятыми мерами замысел создания при СНК СССР органа разработки и проведения научно-технической политики.

За пределами общей тенденции унификации нормативно-технической документации с приведением ее к форме ГОСТа оставались, тем не менее, значительные массивы нормативно-технических предписаний; ряд из них по-прежнему утверждал ЭКОСО [42, 43], главные управления при СНК СССР, специализированные комитеты при СНК СССР.

Сохранив за собой статус инстанции утверждения нормативно-технических актов вида «особо важные государственные стандарты», СНК СССР осуществлял прямое воздействие на содержание ГОСТов и иных нормативно-технических актов в части принципиальных вопросов применения заменителей дефицитного или дорогостоящего сырья и материалов [44, с. 867], формулируя те параметры и технические решения, которые должны были войти в ГОСТы и ТУ. Отдельного рассмотрения требуют такие направления работы СНК СССР в сфере нормативно-технического регулирования экономики СССР, как планирование работ по стандартизации, установление типовой системы ведомственных органов по стандартизации, прямое установление актами СНК СССР требований к образцам вооружений и боеприпасов, материалам и технологии их производства, комплексное рассмотрение состояния производства и качества по отраслям и отдельным группам продукции, определение технической политики в производстве отдельных видов продукции и внедрении технологий, в том числе импортных. Постоянными в повестке заседаний были текущие вопросы использования значительных объемов брака и отходов [26, л. 43, 45, 53, 111], расследование случаев значительного брака [45], итогом рассмотрения вопросов такого рода были решения, выходившие за пределы конкретного случая, они становились материалом для постановки задач развития нормативно-технического регулирования и обеспечения соблюдения изданных актов.

Хозяйственные советы, как все органы управления, отслеживали ход развертывания компании по «Указу об ответственности…»; соответствующие формулировки («О выполнении Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности…») появились в повестках заседаний; по итогам их рассмотрения формировались планы мероприятий для наркоматов. В структуре плана мероприятий важное место занимали вопросы стандартизации. В случае топливно-энергетической отрасли (Наркомуголь, Наркомнефть, Наркомэлектростанций) этот план в значительной степени являлся планом работ по стандартизации: установление сроков разработки конкретных стандартов или уточнения действующих стандартов, установление систематического контроля за качеством продукции, обеспечение партий продукции паспортами на качество, установить и утвердить комплектность продукции отраслевых машиностроительных заводов, представляя разработанные документы «на утверждение Всесоюзному Комитету по Стандартизации при Совнаркоме СССР» [46, л. 59, 60].

Образовав ВКС и наделив его полномочиями, СНК СССР перестроил тот поток документов, который входил в различные подразделения Правительства и в той или иной степени касался вопросов нормативно-технического регулирования производства; документация для утверждения «особо важных стандартов» продолжала поступать в СНК, но теперь уже после проработки в ВКС.

Решения, благодаря которым был принят новый порядок нормативно-технического регулирования производства, являлись частью более широкого по задачам комплекса мер по повышению эффективности производства. В сумме они должны были компенсировать издержки высокой «текучки» рабочей силы и связанного с ней брака, ограничить нерациональную самостоятельность ведомств в вопросах качества и характеристик выпускаемой продукции, использовать потенциал централизации нормативно-технического регулирования в масштабах СССР. СНК СССР структурировал свою работу в части технического регулирования; его позиция в этой системе осталась неизменной — высшая инстанция, но номенклатура объектов стандартизации для этой инстанции была решительно сокращена в сравнении с предшествующими годами. Прочие вопросы участия СНК СССР в техническом регулировании народного хозяйства сохранились в полном объеме; они ставились и решались в ходе текущей работы Правительства СССР. В целом роль Правительства в определении нормативно-технической политики возросла за счет сокращения роли ведомств: была развернута деятельность Комитета стандартов при СНК СССР с отдельным аппаратом, выстроенным по отраслевому принципу, включая подразделение по производствам для нужд обороны.

Массовое производство и его индустриальный характер требовали адаптации всего управленческого контура к возраставшему запросу на нормативно-техническое регулирование — оперативное и качественное, отвечающее высокодифференцированным потребностям отраслей. Советское Правительство в 1940 г. в ходе решения задачи «упорядочения дела стандартизации» в жесткие сроки предвоенной мобилизации всех ресурсов выстроило новую модель иерархически организованной союзной структуры органов нормативно-технического регулирования. Характерными чертами этой модели стали параметры функционирования СНК СССР как «верхнего уровня» мобилизационной технической политики:

Исключительную роль в данной модели предвоенной мобилизации играли отработанные в 1940 г. четкие процедуры оперативной корректировки требований нормативно-технической документации, прежде всего ГОСТов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гапанович В.А. Техническое регулирование. Правовые аспекты реформы. Комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании». Москва, Научный эксперт, 2010, с. 36.
  2. Морев В.А. К истории советской стандартизации в 1918–1945 гг. Вестник Томского государственного университета, 2014, № 3, с. 130–134.
  3. Постановление СНК СССР от 26.06.1936 № 1123 «О реорганизации дела стандартизации». Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР, 1936, № 33, с. 498, 499.
  4. Перечень стандартов, утверждаемых Наркомлесом Союза ССР. Приложение к Постановлению СНК СССР от 04.05.1937 № 730 «О перечне продукции лесной промышленности, стандарты на которую утверждаются Советом Народных Комиссаров Союза ССР и Народным Комиссариатом Лесной Промышленности Союза ССР». Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446, оп. 81а, д. 55.
  5. Постановление СНК СССР от 14.02.1937 № 241 «О перечне продукции тяжелой промышленности, стандарты на которую утверждаются Советом Народных Комиссаров Союза ССР и Народным Комиссариатом Тяжелой Промышленности». Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР, 1937, № 15, ст. 48.
  6. Постановление СНК СССР от 11.03.1937 № 392 «Об утверждении Перечня стандартов, разрабатываемых Комитетом по Заготовкам Сельскохозяйственных Продуктов при СНК Союза ССР». Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР, № 19, ст. 73.
  7. Парций Я. Ответственность за недоброкачественную продукцию. Приложение к журналу «Хозяйство и право», 2000, № 9, 63 с.
  8. XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (б) 1021 марта 1939 г.: Стенографический отчет. Москва, Госполитиздат, 1939, 744 с.
  9. Постановление ЭКОСО при СНК СССР № 249 от 22 февраля 1940 г. «Об упорядочении дела стандартизации». Государственный архив Российской Федерации, ф. 4372, оп. 38, д. 72.
  10. Постановление ЭКОСО при СНК СССР № 183 от 5 февраля 1940 г. «О стандарте на суперфосфат». Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 17.
  11. Постановление ЭКОСО при СНК СССР № 8 от 2 января 1940 г. «О стандарте и ценах на спички». Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 15.
  12. Постановление СНК СССР от 13 августа 1937 г. «О ценах и кондициях на сортовое зерно из урожая 1937 г.». Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР, 1937, № 57, ст. 243.
  13. Приказ по Народному Комиссариату Заготовок Союза ССР № 196 от 5 марта 1940 г. «Об изменении норм выхода муки». Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 18.
  14. Постановление ЭКОСО при СНК СССР № 104 от 19 января 1940 г. «О балансах и планах материально-технического снабжения народного хозяйства на 1940 год и I квартал 1940 года». Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 15.
  15. Постановление ЭКОСО при СНК СССР № 405 от 20 марта 1940 г. «О нормах расхода металла на 1 тонну проката и труб». Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 18.
  16. Постановление Экономического Совета при СНК СССР № 700 от 20 мая 1940 г. «О работе сахарной промышленности Наркомпищепрома СССР». Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 20.
  17. Прейскурант розничных цен на мясо и мясопродукты за 1 килограмм. Приложение № 1 к Постановлению Экономсовета при СНК СССР № 118 от 22 января 1940 г. Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 16, ч. 2.
  18. Дополнительный прейскурант розничных цен на шерстяные ткани и штучные изделия производства предприятий государственной шерстяной промышленности. Утвержден Экономическим Советом при СНК СССР 3 марта 1940 г. Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 18.
  19. Прейскурант оптово-отпускных цен на авиалесоматериалы и авиа-пиломатериалы по ОСТам №№ 313, 314, 315 и 316 для всех районов франко-вагон станция отправления, а для кряжей, кроме того, франко-вода пункт приплава и франко-двор потребителя при непосредственной вывозке из леса на расстояние до 35 километров. Приложение к Постановлению Экономсовета при СНК СССР № 314 от 05.03.1940 г. Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 18.
  20. Прейскурант заготовительных цен на пух и перо рассевых заготовок за 1 кг. Приложение к Постановлению ЭКОСО при СНК СССР № 194 от 9 февраля 1940 г. РГАЭ, ф. 4372, оп. 38, д. 17.
  21. Постановление ЭКОСО при СНК СССР № 161 от 3 февраля 1940 г. «Об обмене сортовых семян яровых культур для посева 1940 года». Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 17.
  22. Постановление ЭКОСО при СНК СССР от 17 мая 1940 г. № 691 «Об аварии турбины 50 МГВТ на Сталиногорской ГРЭС» («Не подлежит оглашению»). Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 20.
  23. Проект Постановления СНК СССР «Об улучшении дела стандартизации» с сопроводительным письмом А. Вышинского В. Молотову от 25 мая 1940 г. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446, оп. 81а, д. 55.
  24. Постановление СНК СССР от 3 апреля 1940 г. № 436 «О перестройке работы Экономсовета». Оборонно-промышленный комплекс СССР накануне Великой Отечественной Войны (1938 — июнь 1941). Москва, Книжный Клуб Книговек, 2015, 1120 с.
  25. Постановление ЭКОСО при СНК СССР от 22 апреля 1940 г. № 584 О передаче ряда вопросов на решение Хозяйственных советов при СНК СССР. Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 19.
  26. Рапортички о поступивших вопросах в Совет по товарам широкого потребления при Совете Народных Комиссаров Союза ССР за 1940 год. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446, оп. 41б, д. 4.
  27. Протокол № 4 Заседания Совета по металлургии и химии при Совете Народных Комиссаров СССР от 07.06.1940. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446, оп. 41а, д. 1.
  28. Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. Москва, РОССПЭН, 2010, 478 с.
  29. Протоколы совещаний у Зам. Председателя СНК СССР т. Первухина М.Г. с 03.07. по 26.10.1940. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446, оп. 41а, д. 2.
  30. Постановление Экономсовета при СНК СССР от 09.07.1940 № 1235 «Об утверждении Инструкции Наркомзага “О порядке проведения обязательных поставок зерна и риса государству колхозами и единоличными хозяйствами”. Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик, 1940, № 18, с. 615–636.
  31. Копия телеграммы Булганину от 28.06.1940 из Нижней Салды от замнаркома Черной Металлургии Меркулова. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446, оп. 41а, д. 3.
  32. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 июля 1940 г. № 1211 «О государственных общесоюзных стандартах и порядке их ведения». Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик, 1940, № 20, ст. 485.
  33. Положение о Всесоюзном Комитете по Стандартизации при Совнаркоме СССР. Утверждено Постановлением Совнаркома СССР от 23.08.1940 № 1523 О Всесоюзном Комитете по Стандартизации при Совнаркоме СССР. Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик, 1940, № 22, с. 545.
  34. Постановление СНК СССР от 10.10.1940 № 948 «Об переименовании Всесоюзного Комитета по Стандартизации при Совнаркоме СССР во Всесоюзный Комитет Стандартов при Совнаркоме СССР». Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик, 1940, № 28, с. 948.
  35. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.07.1940 «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями». Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного совета СССР. 19381944 гг. Москва, Ведомости Верховного совета СССР, 1945, с. 241, 242.
  36. Копия докладной прокурора СССР Бочкова от 23 августа 1940 г. в СНК СССР. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446, оп. 24а, д. 169.
  37. Постановление Пленума ЦК ВКП(б) от 31 июля 1940 г. «О контроле над проведением в жизнь Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. “О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений”». 1941 год. В 2 кн. Кн. 1. Москва, Международный фонд «Демократия», 1998, с. 139–143.
  38. Штатное расписание. Российский государственный архив экономики, ф. 4460, оп. 1, д. 71, л. 2–12.
  39. Протокол № 14 Заседания Совета по Металлургии и Химии при Совете Народных Комиссаров СССР от 08.08.1940. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446, оп. 41а, д. 1.
  40. Отчет о работе Всесоюзного Комитета Стандартов при Совнаркоме Союза ССР за 1940 год. Российский государственный архив экономики, ф. 4460, оп. 1, д. 69.
  41. Отчет об организации работ по стандартизации по отдельным отраслям народного хозяйства. Российский государственный архив экономики, ф. 4460, оп. 1, д. 66.
  42. Постановление ЭКОСО при СНК СССР 15 ноября 1940 г. № 1829 «Об установлении норм расхода бензина для легковых автомашин». Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик, 1940, № 30, с. 1020–1023.
  43. Постановление ЭКОСО при СНК СССР 18 ноября 1940 г. № 1834 О технических нормах расхода автобензина и смазочных материалов для автотранспорта. Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик, 1940, № 30, с. 1024–1026.
  44. Постановления Экономического Совета при СНК Союза ССР от 12 сентября 1940 г. № 1541. «О замене пробковой коры для изготовления спасательных приборов другим недефицитным сырьем». Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик, 1940, № 25, с. 867.
  45. Постановление Экономического Совета при Совнаркоме СССР № 1624-481с от 03.10.1940 «О поставке Златоустовским заводом Наркомата черной металлургии недоброкачественной стали марки ХМА заводу № 92 Наркомата вооружения». Российский государственный архив экономики, ф. 7516 (Наркомат боеприпасов), оп. 1, д. 579.
  46. Протокол № 17 заседания Совета по топливу и электрохозяйству при СНК СССР от 16 июля 1940 г. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446. оп. 41а, д. 4. Статья поступила в редакцию 28.02.2024

Об авторе

Фивейская Мария Геннадьевна — канд. истор. наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. e-mail: mashafiva@yandex.ru

Exit mobile version